Новости дня

Все новости дня
Санкт-Петербург

Беглов заявил об эффективной поддержке МСП. Результаты говорят об обратном

Больше новостей в сюжете: Малый бизнес

Губернатор Петербурга Александр Беглов сообщил, что благодаря совместной работе с бизнесом и его поддержке в пандемию удалось стабилизировать экономику города и увеличить доход бюджета. Между тем в политическом сообществе с заявлениями главы города не согласны. На деле бизнес почти не получал помощи в прошлом году, несмотря на условное существование программ поддержки. Не изменилось ничего и в 2021-м. Бизнес по-прежнему является заложником решений Смольного, вынужденным исполнять требования властей, балансируя на грани банкротства.

Беглов заявил об эффективной поддержке МСП. Результаты говорят об обратном

Александр Беглов на совещании Штаба по улучшению условий ведения бизнеса сообщил об ожидаемом росте дохода бюджета города в 2021 году. Осенняя корректировка превысит 150 млрд рублей. Глава города связал это с поддержкой администрацией Петербурга городского бизнеса в период пандемии, в том числе при помощи «льготного кредитования» предприятий. По словам Беглова, эффективные меры финпомощи в прошлом году и в 2021-м, а также работа во взаимодействии с предпринимателями позволили стабилизировать экономику.

Однако в политическом сообществе слова губернатора поставили под сомнение, сославшись на информацию Смольного, что большую часть бюджета составили налоговые поступления от физлиц и организаций. При этом роль поддержки бизнеса администрацией Беглова была отмечена как спорная.

«Бумажная поддержка»

Малые и средние предприятия (МСП) в период пандемии действительно испытывали проблемы с получением финподдержки, несмотря на разработку программ администрацией города. Об этом говорят как представители бизнес-сообщества, так и политики. Например, замруководителя фракции КПРФ в городском парламенте Ирина Иванова в передаче «Партбюро» заявляла, что около 80% предпринимателей малого бизнеса в прошлый пандемийный год не дождались помощи от города. С трудом 2020-й пережил и средний бизнес. Ресторатор Александр Коновалов в беседе со СМИ объяснял, что невозможность получения помощи от Смольного связана с бюрократическими препятствиями. В условиях программ содержится множество нюансов, дающих возможность отказать в денежной поддержке. Например, если есть небольшая налоговая задолженность в 1000 рублей из-за неправильного квотирования или по иным причинам. Коновалов также объяснял, что выдача «льготных кредитов» под условие сохранения в штате работников была неэффективна. Их нужно было все же отдавать на фоне спада экономической деятельности. Помимо этого, «льготы» зачастую носили условный характер.

«Кредиты, которые давали на зарплату, якобы беспроцентные, тоже в половине случаев приходилось возвращать по полной ставке, потому что там по-разному считали численность сотрудников и прочее. По факту, настоящей поддержки — одна сотая от обещанного. Остальное — это все для широких масс, когда рассказывают, что вот вводим локдаун и бизнес поддержим. Никто настоящей поддержки не получал», - заявлял Коновалов.

Отсутствие диалога с предпринимателями

Не было и взаимодействия властей с бизнесом. Чаще всего администрация Беглова игнорировала обращения и петиции предпринимателей или принимала решения с существенной задержкой, что приводило к катастрофическим последствиям. В качестве наиболее показательных примеров можно выделить два.

Первый — введение губернатором Петербурга в ноябре 2020-го полного запрета на работу фуд-кортов и фуд-плейсов на территории ТЦ при том, что другим точкам общепита работать все же позволили, пусть и с ограничениями. Российский совет торговых центров направил письмо Александру Беглову с просьбой отменить этот запрет из-за его малообоснованности и экономической нецелесообразности.

В бизнес-сообществе тогда прогнозировали банкротства предприятий. Глава города обращение проигнорировал. Результат — после снятия ограничений в феврале 2021-го в Петербурге точек общепита на фуд-кортах стало на 30% меньше. Они закрылись на фоне сложностей с получением финансовой поддержки и жестких антиковидных мер.

Второй пример — провал с поддержкой туристического сектора. Из-за ограничений и высокого уровня заболеваемости коронавирусом в 2020 году турпоток упал на 70%, а совокупная прямая или косвенная выручка предприятий снизилась на 282,3 млрд рублей. Многие турфирмы закрылись, а отельерам приходилось продавать свои объекты. Одна из существенных причин кризиса —задержка реакции властей на ситуацию в турсфере. Комитету по туризму Петербурга понадобился почти год, чтобы разработать отраслевые меры поддержки и поспособствовать включению туроператоров и гостиничного бизнеса в перечень пострадавших от COVID-19 отраслей. Также оказались неэффективными и сами программы экономической помощи, недоступные из-за бюрократических сложностей и тяжелых условий получения.

В настоящее время подход Смольного к работе с бизнесом не изменился. Многие программы помощи сохранились с прошлого года. И концептуально они такие же, как и раньше — с многочисленными бюрократическими нюансами, утяжеляющими получение поддержки. Анонсированные новые льготные займы для самозанятых и субъектов МСП в связи с локдауном и введением QR-кодов все также содержат условности и в перспективе ведут бизнес к «долговой яме». При этом администрация Беглова продолжает игнорировать просьбы бизнеса и делает его скорее «обязанным» в сложившейся ситуации, оставляя за собой только право требовать выполнения антиковидного постановления № 121.

Например, Смольный перекинул на бизнес ответственность за проверку QR-кодов, которые в Петербурге начнут требовать предъявлять при посещении многих общественных мест уже с ноября. Причем чиновники пригрозили предпринимателям штрафами и приостановкой деятельности, если требования не будут выполняться. Обращения фитнес-центров, ассоциаций индустрии красоты и иных отраслевых организаций, требующих от власти рассмотреть отмену QR-кодов под условие обеспечения высокого уровня вакцинации сотрудников и выполнения санитарных норм, не принимаются в расчет. Равно как и просьбы заменить невыгодные «льготные кредиты» субсидиями, предоставить компенсации на оплату коммунальных услуг, налоговые каникулы, или помочь наложением моратория на штрафы и пени, чтобы избежать банкротств на фоне новых ограничений.

Автор: Светлана Ильина

Читайте нас в телеграм
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.Согласен