С первых дней СВО Папай пахал в разведке, где выполнял боевые задачи в глубоком тылу противника. Однако в феврале 2024 года произошло то, что на некоторое время его выбило из колеи. Роман был тяжело ранен – оторвало левую руку и ногу, а в госпитале врачам пришлось ампутировать и правую ногу ниже колена. В общей сложности младшему лейтенанту было сделано 19 операций – и все это в течение 5 месяцев.
Сегодня наш боец, собрав всю силу воли, мужественно выносит все испытания, привыкая к мысли о том, что его жизнь уже никогда не будет прежней. Но при всех этих непростых обстоятельствах он не меняет своего решения: служить он продолжит и дальше. Чтобы передать свой бесценный опыт разведчикам, чтобы рассказать и научить их тому, как выжить на передовой и как не «дать заднюю» в самый последний момент, когда кажется, что эта задача невыполнима.
Папай с боевым товарищем Балбесом. Ребятам удалось забрать с позиций укронацистов шведский ручной противотанковый гранатомёт AT4. Фото: личный архив Романа
После возвращения с передовой восстановил нашивку «Страха нет», ее он разместил над правым карманом. А вот слева Роман носит награды, причем, только некоторые, в том числе орден Мужества, Георгиевский крест и «За боевые отличия». На тумбочку он поставил фотографию. На ней запечатлены боевые товарищи, которые для Папая стали настоящей семьёй.
Передать бесценный опыт молодым
Стать военным он хоте всегда, и желание усилилось кратно, когда он первый раз увидел фронтовиков на 9 Мая. Вот с того момента отпали все сомнения, чему он посвятит всю свою жизнь.
«Я понял, что хочу быть таким, как они, боевым, с наградами. Причём, именно разведчиком», - рассказал он журналистам RT.
Это стало тогда ключевым решением в его жизни, и понеслось: стал много читать и смотреть тематические фильмы, потом прошел службу в армии, а в 2022 году безо всяких сомнений пошел на контракт с Минобороны.
Роман Кнауб
В свою первую командировку на передовой получил ранение, однако эвакуироваться он не захотел – и все ради курсов офицеров, которые он хотел пройти. Судьба словно испытывала его: 20 февраля 2024 года в результате атаки укронацистов он получил тяжелейшее ранение, выдержать которое дано не каждому: миномётным снарядом Папаю оторвало левую руку и ногу, а в правое плечо попал снайпер.
Более того, в госпитале пришлось расстаться и с правой ногой – хирурги были вынуждены ампутировать ее ниже колена. Роману пришлось пережить 19 операций – чрезвычайно тяжелое испытание, потребовавшее мощнейшей силы духа. И наш герой блестяще прошел и этот этап своей жизни. Самое удивительное, что уходить со службы он не планирует, и после протезирования продолжит службу, чтобы передать свой бесценный опыт молодым разведчикам.
В плен не сдался бы не при каких обстоятельствах
На вопрос журналистов о том, какие ощущения им овладели, когда впервые попал на передовую, Роман ответил, что к риску он привык. По его словам, в течение первого месяца происходит адаптация, и уже потом приходит осознание ценности жизни.
Роман Кнауб со своей фронтовой семьей – друг за друга горой и под пули. Фото: личный архив
«… Переход от «жив» к «мёртв» может происходить очень быстро. Но страха как такового не было, я часто рисковал. А вот у украинского офицера, которого мы взяли в плен, страх был, потому что дома ждала семья...», - разоткровенничался Папай.
По словам бойца, на его практике, это был не первый пленный украинец. Их было много. так, однажды они взяли одного укронациста, который пытался их убедить в том, что на фронт он попал случайно, мол, и воюет всего месяц. Однако «шутка» не прошла, и пленного быстро вычислили:
«Мы нашли у него медали, в том числе за Харьков. Значит, он там был в 2022 году, а взяли мы его в конце 2023-го. То есть он в отпуск, получается, не ездил, медали возил с собой.
А вот сам бы Роман в плен никогда не сдался. Во-первых, разведчик – это человек, который все знает, и, если его «расколоть», то есть вероятность уничтожить целые батальоны людей. Поэтому, в случае чего, Папай был бы готов пожертвовать своей жизнью.
Боевые братья (слева направо): Папай, Балбес, Ладога. Фото: личный архив
Ровно с такой же мыслью он был, когда получил те страшные ранения от миномёта и снайпера. Тогда он с командой выполнял задание по поиску «Катюши» и танка, которые били по русским позициям. Танк удалось подбить, но на выходе Романа и остальных бойцов накрыл противник. Ребят он отправил в блиндаж, а сам остался изучать карту, которая показывала путь, как выти из-под обстрела. Левую руку с этой картой так и оторвало…
«Когда был ранен, я скатился назад, достал гранату, лежу и думаю: «Сейчас дёрну, бах — и всё».
Но дёргать чеку не пришлось. Папая вытащили, сначала перетянув жгуты и обезболив, а потом его несли 6 км на плечевых носилках. Некоторые не верили, что с такими ранениями он выживет. Но вопреки всему, все произошло наоборот, и сейчас он находится в московском госпитале, и мечтает, как передаст свой опыт молодым бойцам. Спасибо тебе, Папай!