Границы Украины и их изменения
Для понимания контекста углубимся в исторические процессы, вернее, в советский период. Граница Украины по состоянию на начало 2014 года (с Крымом, Донбассом, Запорожской и Херсонской областями) формировалась в период с 1920 по 1954 годы. Крымский полуостров был передан под управление Киеву в 1954 году, что стало последним штрихом для формирования будущей независимой Украины.
В период с 1939 по 1945 год в состав Украины были включены земли, составившие Волынскую, Дрогобычскую (вошедшую позже в состав Львовской), Станиславскую (переименованную в Ивано-Франковскую), Закарпатскую, Львовскую, Ровненскую, Тернопольскую и Черновицкую области. Граница с Польшей была изменена в соответствии с «Договором между Польской Республикой и СССР об обмене участками государственных территорий» от 1951 года. По результатам этого договора УССР и Львовской области, в частности передали земли в районе реки Западный Буг и его левого притока Солокии, взамен в пользу Польши была выровнена граница в юго-западной части Львовщины (Дрогобычский район).
С Белоруссией Украина провела делимитацию границы в 1997 году, а в 2014 году была утверждена демаркация. А вот с Россией данный вопрос так и не был урегулирован, ни до 2014 года, когда Москву ультрапатриоты в Киеве начали обвинять во всех грехах, ни после него, когда киевский режим уже проводил так называемую «антитеррористическую операцию» в Донбассе. Ее результатом и результатом Евромайдана, который вытекает из «оранжевой революции» 2004 года, стало формирование Луганской и Донецкой Народных Республик на территории Донбасса, отделение Крыма, а впоследствии – начало специальной военной операции.
Границы Украины и России до 2014 года
Украина на протяжении около 1974,04 километра граничила с Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской и Ростовской областями на северо-востоке. Данный участок был сформирован еще в 1928 году, а после развала СССР Киев так и не удосужился провести делимитацию, несмотря на многочисленные призывы со стороны Москвы. Также не был урегулирован вопрос о морских границах России и Украины ни в Азовском, ни в Черном морях. Вообще общая протяженность границы России и Украины по сухопутному участку составляла 5 638 километров, Черноморская граница имела длину 1 057 километров, Азовская — 250 км, протяжённость сухопутных и морских границ составляла 6 993 км (по состоянию на начало 2014 года).
Демаркация границ Украины и России
Официальный сайт Росреестра сообщает, что границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению. Верховная Рада Украины летом 2010 года проголосовала за проведение демаркации границы с Россией, экс-президент Виктор Янукович внес соглашение на ратификацию 7 июля того же года. Документ был подписан министрами иностранных дел России и Украины Сергеем Лавровым и Константином Грищенко (бывшим главой МИД Украины) 17 мая в присутствие президентов двух стран. Демаркацию планировалось провести в соответствии с договором от 28 января 2003 года.
В 2012 году в селе Сеньковка Гродненского района Черниговской области был установлен первый пограничный столб – так была начата демаркация российско-украинской границы. Договор о делимитации был подписан задолго до начала этого процесса, но окончательный текст двусторонние комиссии по подготовке соглашения так и не установили. До установки первого столба с гербами России и Украины по всей границе двух стран были установлены только информационные знаки с надписью «Граница» на украинском и русском языках.
Статья по теме: Люди гибнут из-за жажды: что не поделили Киргизия и Таджикистан
Переговоры по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничению морских пространств в Черном море проходят с 1996 года. Киев утверждал, что в Керченском проливе между РСФСР и УССР была установлена некая административная граница, Москва опровергала эти заявления, так как административных границ не существовало. Официальных документов на этот счет также не было создано и подписано. В связи с этим Россия не признала установленную в одностороннем порядке украинской стороной в 1999 году так называемую «линию охраны государственной границы» в этих водах. 28 января 2003 года был подписан договор о российско-украинской государственной границе, в котором определили сухопутную границу, а в статье 5 зафиксирован статус Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух стран.
В чем разница между демаркацией и делимитацией границ
Стоит разъяснить, что такое демаркация и делимитация. Государственные границы определяются путём делимитации и демаркации.
Делимитация – это определение линий границ правовым актом и нанесение ее на карту с описанием ее прохождения по конкретным естественным и искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.
Демаркация – это обозначение линии границы на месте в соответствии актом о делимитации (установление знаков на местах). Например, пограничных столбов и других предупреждающих знаков.
Односторонняя демаркация границ Украины
16 июня 2014 года СНБО Украины поручил провести одностороннюю демаркацию границы с Россией. За проект проголосовал 261 депутат при тогдашнем необходимом минимуме в 226 голосов. Стоит учитывать, что голосование проводили уже после государственного переворота и прихода к власти тогдашней оппозиции в лице Арсения Яценюка, Олега Тягныбока, Андрея Парубия, Александра Турчинова и впоследствии Петра Порошенко.
Таким образом, Соглашение между Россией и Украиной о демаркации российско-украинской государственной границы от 17 мая 2010 года было в одностороннем порядке отвергнуто Киевом. Экс-официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич отмечал, что односторонние действия Киева не являются юридически обязательным для Москвы. Профессор кафедры международного права МГИМО Юрий Малеев сообщал, что демаркация – процесс обоюдный.
«Если Украина в одностороннем порядке проводит демаркацию границ, то она может по собственному желанию захватить российский участок. Обязательным условием является выяснение, каким образом граница будет проведена на карте, только после этого проводится демаркация. Украина отказалась от первичного процесса, что противоречит международной практике и международному праву», – сообщал в 2014 году Юрий Малеев.
К тому же мнению склонялся заведующий кафедрой права МГУ Сурен Авакян, отмечая, что демаркацию Украина обязана была проводить в согласовании с Россией. «Если Украина самостоятельно устанавливает пограничные столбы, а мы считаем, что это наша территория, начинается конфликт. Аналогичные события происходили между Китаем с Японией и с Южной Кореей. Не исключается открытие огня, несогласная сторона подводит к границе воинские части, что приведет к эскалации напряженности», – отмечал Сурен Авакян.
Конечно же, Киев считает проведение односторонней демаркации границы с Россией легитимным, так как российская сторона, по мнению украинских националистов, виновата в развязывании боевых действий в Донбассе, а уж о начале СВО и говорить нечего. По какой причине Киев отказывался проводить совместную с Россией работу, можно только догадываться. Вероятно, и тут можно увидеть руку «западных партнеров», которые начали контролировать все ключевые внутренние процессы на Украине с 2014 года, главной задачей которого являлось внесение раздора между единым народом России и Украины.
Российская сторона и в этом вопросе действовала, основываясь на официальных инициативах и документах. Законопроект об отчуждении территорий России был подготовлен сенатором Андреем Клишасом и депутатом Госдумы Павлом Крашенинниковым к внесению поправок в Конституцию. В соответствии с законом нарушение территориальной целостности, а также отчуждение территорий являются экстремизмом. А с экстремизмом Россия удачно борется со времен двух чеченских кампаний, обернувшихся полной победой над международным терроризмом. Победа над очередным новым, но одновременно и старым врагом снова будет за Россией, как это было на протяжении многих сотен лет.