Незваные гости
История эта началась в 2021 году. Сын Александра, Артем, встречался с девушкой, которая жила вместе с сестрой. Муж последней, уроженец Таджикистана Довуд Астанакулов, обманом лишил сестер части квартиры. Артем, к слову, кандидат в мастера спорта по самбо, решил объяснить Довуду, что тот не прав и немного помял ему бока. Довуд затаил злобу.
25 июня в Кохме Ивановской области предприниматель Александр, который занимался перевозками, устроил в своем доме застолье. Повод – проводы сына Артема в армию. Весь день накануне новобранцу названивал неожиданно осмелевший Довуд. Он звал «разобраться по-мужски».
Около полуночи Довуд нагрянул в гости со своими друзьями, тоже уроженцами Таджикистана. Несколько машин, толпа, крики и удары по забору – хозяину дома пришлось скоро отрезветь и принимать быстрые решения. Участники застолья вместе с сыном были закрыты в бане. На разговор с гостями из Азии Александр вышел с родственником, прихватив с собой «Сайгу».
Один убит, один ранен
Краснов увидел толпу, вооруженную травматами, битами, кусками арматуры. Сколько их было? Следствие называет скромную цифру «не менее 25 человек», очевидцы говорят о сорока! Александр хотел припугнуть толпу, но те не унимались и стали избивать родственника. Тогда предприниматель впервые шмальнул в воздух. Сначала нападавшие ретировались, но потом снова начали штурм.
Александра ранили из травматического пистолета. Толпа начала закидывать камнями его, дом и стоявшие машины. Тогда тот открыл ответный огонь. Толпа ломанулась на штурм в третий раз, Александр стал стрелять на поражение.
«У меня выбора не было. Мы их отогнали, они убежали и опять побежали на третий раз. Я не знаю, что у них в голове, может, объелись или опились чего. Здравый человек после первого раза не пойдёт. А тут и второй раз. И третий раз», – рассказывает мужчина.
Итог битвы – один убитый (скончался позже в реанимации), другой раненый. Александр покинул дом. Когда выходные кончились, пришел с повинной.
Все правильно сделал
Не секрет, что бывает в подобных случаях. Повезет, если квалифицируют по 108-й или 114-й статье УК – «убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны» или «причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов обороны». Чаще всего следователи не церемонятся и сразу «подшивают» 105-ю («Убийство»).
С Александром так и произошло. Следственный комитет из Иванова стал вменять ему умышленное убийство.
Подследственного этапировали в СИЗО. Позже он расскажет, как ему сочувствовали сокамерники и даже конвоиры:
«Жали руку, говорили, что я все правильно сделал».
В это время в СМИ занимался пожар.
Под особый контроль
Александра окрестили «кохомским стрелком». Большинство комментаторов в сети поддерживало поступок, говорили, что правильно сделал, что проучил распоясавшихся мигрантов и показал, кто здесь хозяин.
Супруга Елена стучалась во все двери. В декабре 2021 года отчаявшаяся жена попала на прием к Бастрыкину. И это в корне изменило ход следствия. Следователи из ивановского СК тут же сменили гнев на милость и переквалифицировали дело «кохомского стрелка» по 108-й и 114-й статьям.
Уже в феврале Александра выпустили из СИЗО. Суда он дожидался под подпиской о невыезде. При самом лучшем раскладе ему грозило два года лишения свободы, но тут вышло нашумевшее постановление Верховного суда РФ. Понятие самообороны было расширено, судам всех инстанций было рекомендовано принимать сторону обороняющегося.
Параллельно шло следствие против мигрантов-агрессоров. Двоих основных фигурантов обвиняли в вооруженном хулиганстве группой по предварительному сговору и в умышленном повреждении имущества.
В феврале этого года прошли суды по обеим сторонам конфликта. Сначала осудили мигрантов – одного к пяти, другого к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Им предстоит компенсировать материальный ущерб на 80 тысяч рублей и моральный вред на полмиллиона. Еще двоих агрессоров объявили в розыск. Остальные пару десятков, получается, и вовсе дешево отделались.
Судебный прецедент
Точку в истории поставил районный судья Сладкомедов. В своем последнем слове Александр Краснов сказал, что не мог поступить иначе:
«Я применил оружие, защищая семью, дом, детей, гостей. Если бы я не применил, я не знаю, чем бы это все закончилось».
На финальном заседании 12 февраля Краснов был оправдан по всем статьям обвинения. «За ним признано право на реабилитацию», – говорится в резолютивной части приговора.
Прецедент состоит в том, что впервые за историю нового российского права человека, который действовал в рамках самообороны, сначала обвинили по менее тяжкой статье, а затем и оправдали. Эксперты прогнозируют, что суды наконец станут гуманнее к подобным «стрелкам», вынужденным защищать себя и семью.