Что такое императорский дворец и что в нем находится?
Мария Шувалова: У галереи очень большая коллекция, огромные запасники, и практически любую эпоху в развитии нашего общества мы можем проиллюстрировать целым рядом произведений художественной культуры. Хочется людям дать понять два важных момента.
Во-первых, дворец – мощнейший по исторической энергетике архитектурный памятник, придя в него, вы попадаете в совершенно особый мир.
Во-вторых, это вместилище богатейшей коллекции галереи, и нам важно, чтобы нас воспринимали именно как галерею. Мы понимаем, что поход в художественный музей – это сложная и интересная задача, ведь человек должен быть настроен на то, что он несколько часов проведёт среди живописи, графики, скульптуры, с которыми нужно вести диалог. Для того чтобы пройти дворец, посмотреть экспозицию, нужно не менее трех-четырех часов.
А что касается названия «путевой», то мы с ним боремся, потому что оно не соответствует исторической действительности, так как в течение более чем полутора веков дворец был полноценной императорской резиденцией. Почему возникло слово «путевой»? Потому что в советское время нельзя было сказать: «Екатерининский» или «Императорский» дворец, и поэтому у людей в сознании закрепилось, что это слово «путевой», но мы всегда подчеркиваем всем посетителям, что это императорская история.
Фонд Потанина и прорыв последних лет
Мария Шувалова: Картинная галерея в 2018 году участвовала в большом конкурсе, который проводил Благотворительный фонд Владимира Потанина «Музей. Сила места». В нем участвовали порядка 90 музейных специалистов, более чем из 30 регионов России. На первой сессии в московской бизнес-школе в Сколково было порядка 30 музейных институций со всей России и нашей задачей было – показать, может ли музей быть драйвером культурного развития для региона. Не просто культурной институцией, которая распространяет знания о художественном искусстве, а может ли музей привлекать различные общественные силы?
Мы дошли до конца, оказались в финалистах конкурса, и наш проект «Екатерининская миля», курируемый галереей, выиграл грант фонда Потанина. И сейчас мы в городе занимаем достаточно активную позицию, которая позволяет нам не просто на своей территории транслировать культурные ценности, но и выйти за пределы, в частности, работать над такой тематикой, как культурный код города. В этом году Тверская область готовит большую заявку в Ростуризм на разработку туристического кода города Твери – и мы готовы активно участвовать в этом, предлагая свою экспертную поддержку и опыт проектной работы. Наверное, это и есть такой прорыв последних лет, который демонстрирует изменение роли музея в современном мире.
Городское благоустройство и Тверская областная картинная галерея
Мария Шувалова: Если говорить о городском благоустройстве, то это проблема, совершенно не связанная с привычной ролью музея. Но у нас есть прецедент конкретного участия в благоустройстве города с точки зрения тактического урбанизма.
Это такое модное на сегодняшний момент течение, когда выделяется небольшая городская проблема и силами маленького сообщества эту проблему можно решить.
В Твери была стена в районе магазина «Универсал» и гостиницы «Селигер», она была расписана детьми из Изостудии «Зебра» еще в 2007 году. Эта стена к концу прошлого года приобрела совершенно ужасный вид, и для туристического центра города эта ситуация была совершенно не приемлема. Наша галерея инициировала взаимодействие с администрацией Центрального района города Твери, с местными жителями, с тверским бизнесом. И при поддержке Благотворительного фонда Потанина удалось не просто восстановить эту стену, опять же привлечь творческие силы, молодых художников под руководством Ирины и Николая Арзамасцевых, которые сделали проект росписи, утвердили его в администрации и за несколько дней расписали эту стену. И это наш совместный вклад в городское развитие. Мы показали, что галерея может быть инициатором городского благоустройства и объединять творческие структуры, общественность, бизнес, власть и прессу на благо развития областной столицы.
Когда мы захотели стену преобразить, у нас не было возможности ее отремонтировать, и мы пошли с нашей идеей к представителям тверского бизнеса. В тот момент к Павлу Парамонову и Дмитрию Гуменюку, и они, сказав, что идея хорошая, добавили, что дадут рабочих, которые за неделю сделают то, что там за пять лет люди не могли сделать по той причине, что эта территория никому не принадлежала. Жильцы этого делать не хотели, а администрация города средств на это не имела.
Туризм и экспертное сообщество
Мария Шувалова: Благодаря возможности подать заявку в Ростуризм, наши специалисты наряду с другими институциями активно принимают участие в определении туристического центра города.
Статья по теме: В Твери открывают дискуссию: где будет туристический центр города
Тверская галерея — это, в том числе, и представители экспертного сообщества: здесь работают ученые, которые, опираясь на визуальные источники и документы, могут соединить городские запросы настоящего времени с традициями прошлого. Ведь современные требования к благоустройству по смыслу очень схожи с потребностями просвещенного человека «середины восемнадцатого столетия». То есть в данной ситуации галерея еще и поставщик экспертов, задача которых – помочь соотнести традицию и современные тенденции урбанистического развития.
Я очень надеюсь, что Твери удастся довести этот проект до конца, определить границы туристического центра и благоустроить его. Мы предлагаем это делать именно в рамках исторического центра – застройки времен Екатерины Великой.
Жители Твери стали больше уважать город
Мария Шувалова: Разработка концепции проекта «Екатерининская миля: точка сборки новой городской идентичности Твери» началась с выявления городских проблем, которые можно решить, используя ресурс культурного сектора. Основываясь на материалах экспертного исследования «Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре», проведенного в 2017 году Московской высшей школой социальных и экономических наук при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина, данных 15 фокус групп разных возрастных категорий представителей целевой аудитории проекта и результатах опроса посетителей Тверской областной картинной галереи члены проектной команды пришли к выводу, что одной из главных проблем Твери в настоящий момент стала потеря социально-культурных ориентиров, что в сочетании с современной экономической ситуацией порождает рост пессимистических настроений. Недостаток позитива в оценке родного города во многом иррационален и обуславливается, помимо прочего, оторванностью от традиции. Это приводит к ослаблению эмоциональных связей с городом, вымыванию и оттоку представителей активного слоя нового поколения горожан в столичные регионы. Факторами утраты городской идентичности являются, в частности: слабость центров реальной консолидации городских сообществ, отсутствие оригинальных форм досуга и культурных событий нового формата. В немалой степени это обусловлено фрагментированностью городской среды и разрушением архитектурных памятников, имеющих символического значение; отсутствием в городе смыслового культурного ядра, а также транзитным положением Твери, находящейся «меж двух столиц».
Исходя из этого главной целью проекта стало формирование в городе пространства «социального оптимизма» путем сплочения вокруг галереи сообщества людей, способных менять среду и создание платформы для диалога представителей разных сфер: активных горожан, экспертного сообщества, некоммерческих организаций, малого и среднего бизнеса.
В качестве опоры предлагается использовать символический капитал Твери, интерпретированный в духе современных культурных практик. Екатерина II избрана консолидирующим символом проекта как персонаж с позитивной узнаваемостью, чьи инициативы и преобразования в разных областях непосредственно связаны с Тверью. Среди провинциальных русских городов, чья история так или иначе связана с именем Екатерины Великой Тверь занимает исключительное положение. Именно ей город обязан не только восстановлением после страшного разрушительного пожара 1763 года, но своим превращением в своеобразную экспериментальную площадку для апробации многих новшеств Екатерининского царствования. Именно здесь впервые была осуществлена пробная реализация просветительской концепции идеального «регулярного» города, что обусловило факт превращения Твери в «самый благоустроенный город» тогдашней России. Градостроительные преобразования принесли тверичанам совершенно новое качество жизни и, как следствие, иное мировосприятие. Восстановление города, ключевым элементом которого стала трехлучевая композиция центральных улиц с каменными домами, прямыми кварталами и просторными площадями должно было способствовать высокой цели: изменению человеческой натуры, улучшению нравов и в конечном итоге формированию нового типа личности «просвещенного человека». Екатерина Великая, по сути, стала автором первой концепции комплексной ревитализации города. Символично, что по ее инициативе в Твери был возведен Императорский дворец, в котором сегодня располагается основная экспозиция Тверской областной картинной галереи. В 46 залах представлено более 2500 экспонатов из богатейшей художественной коллекции, насчитывающей более 45 000 единиц хранения - живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Важно отметить, что в последние годы в город пришли федеральные программы, и мы сейчас видим, что сделали дороги, запустили общественный транспорт. Очень многие здания с фасадной стороны были отреставрированы, это тоже большой плюс. Потом была программа «100 фасадов», кроме того мы заметили, что в городе стали аккуратнее относиться к наружной рекламе. Открываются новые пространства «Рельсы», культурный центр «Боголюбский», музей фотографии «Искра», букинистический магазин «Что делать?» которые тоже вносят свой вклад и удовлетворяют определённый культурный запрос.
Статья по теме: Проект «Рельсы»: как в Твери появился уникальный культурный центр
И в 2021 году подобное же исследование показало рост хорошего отношения жителей к городу.
«Екатерининская миля»
Мария Шувалова: Музей стал более открытым благодаря проекту «Екатерининская миля». Мы получили возможность работать с представителями различных сфер городского сообщества.
«Екатерининская миля» ориентируется на работу с наследием XVIII века, которое актуально для Твери, потому что любой урбанистический тренд, который в городе развивается, так или иначе должен опираться на традицию. Для нас это урбанистическая среда рубежа XVIII-XIX веков, которая появилась после большого пожара 1763 года.
Во времена Екатерины Великой, именно в Твери была реализована концепция идеального города. С ровными улицами, чистыми мостовыми и бассейнами для питьевой воды. Ее главная идея такова, что если человек помещается в благоприятную среду, то происходит воспитание его нравственных качеств, среда определяет стремление к высокой культуре.
Достопримечательности Твери и коллаборация галереи
Мария Шувалова: Замечательное отличие Твери – это самостоятельное развитие гастрономических брендов: BunaBuna, Bonneville, Locals и другие, куда приятно пригласить гостей Твери. Благодаря Тверском ТЮЗу появляется такое явление, как театральный туризм. То есть люди из столиц теперь едут в Тверь, чтобы сходить на спектакль, вкусно пообедать и вернуться домой наполненными новыми впечатлениями.
Мы выступили с инициативой организации городского праздника «Екатерининская миля: ожившие полотна». Мы уже проводили его в прошлом году на грантовые средства, и в этом году мы повторяем его при помощи Фонда Потанина. А затем планируем делать его с опорой на поддержку города. И это станет при благоприятных условиях хорошим событием не только для горожан, но и для туристов. В этом году праздник пройдет 14 мая, и о нем мы подробно расскажем в следующем сюжете.
Тверская картинная галерея благодаря своим проектам набирает всё больший вес в культурной жизни города и региона, становясь не просто хранилищем ценностей, а культурным центром, который ставит проблемы и задает вопросы.
Присоединяйтесь и вместе с галереей меняйте жизнь города к лучшему!