По словам Ивана Уклеина, старшего директора по банковским рейтингам «Эксперт РА», портфель кредитов физическим лицам в 2025 году сократится из-за высокой ключевой ставки в 21%. Это приведет к росту реальных ставок по кредитам наличными до 40%, что затруднит их получение для многих заёмщиков.
Банки находят способы увеличить доходы, предлагая клиентам платные услуги. Многие клиенты не замечают предустановленные галочки, означающие согласие на дополнительные услуги, и не знают о своем праве отказаться от них. Банки могут подключать платные уведомления без явного согласия клиента, что вызывает недовольство.
Платные уведомления о списаниях с карт становятся стандартом. Кредитные организации договариваются с операторами связи и перекладывают свои расходы на клиентов. Суммы ежемесячных списаний невелики, и их трудно сразу заметить, отметил в беседе с Pravda.Ru экономист Андрей Бархота.
Крупные банки редко нарушают закон, но скрытые подключения платных услуг ущемляют права клиентов. Евгения Лазарева из проекта «За права заёмщиков» указывает, что это наиболее распространенное злоупотребление. Многие заёмщики узнают о подключенных услугах, таких как страхование от мошенничества, СМС-информирование, телемедицина и даже услуги астролога, только после оформления кредита.
За навязывание услуг банки могут быть оштрафованы до 300 тысяч рублей. Однако эта сумма не компенсирует их потенциальную прибыль от недобросовестных практик.
Законодательство запрещает банкам заранее отмечать согласие клиента на платные услуги. При оформлении продуктов клиент должен иметь возможность отказаться от них и получить полную информацию о дополнительных условиях. Эксперты советуют внимательно читать договоры и требовать удаления ненужных пунктов.
После оформления продукта можно позвонить в банк и отказаться от платных услуг. Запись разговора может пригодиться в случае спора. Также стоит направить жалобы в ЦБ, Роспотребнадзор и к финансовому омбудсмену, приложив доказательства, такие как копии документов и переписку со службой поддержки.
