Беглов – «тормоз социального строительства»
Президент России Владимир Путин дал Госсовету, Правительству РФ и регионам поручение усовершенствовать нормативную базу строительной отрасли для сокращения инвестиционного цикла не менее чем на 30%. Необходимо заново создать перечень документов для капитального строительства, исключив из них избыточные и дублирующие процедуры, которые мешают возведению жилой, медицинской и иной инфраструктуры. Срок исполнения — 30 марта 2022 года. Новое поручение является продолжением курса по созданию благоприятной социальной обстановки в регионах для их развития. Также глава государства требовал упростить излишние разрешительные и согласовательные процедуры.
В новых реалиях Петербургу придется непросто. Администрация Александра Беглова вместо упрощения процедур их усложняет. На практике это приводит к торможению строительства в городе.
Ярким примером такого «торможения» является возведение социальной инфраструктуры. В 2018 году были обнародованы майские указы. В них президент потребовал закрыть полностью дефицит детских садов к 2021 году. Власти Петербурга с поставленной задачей не справились. По состоянию на ноябрь для закрытия потребностей населения городу не хватает 84 детсада. А вместе с тем – 50 школ и 17 объектов здравоохранения. Причина в хроническом недостатке финансирования сферы соцстроительства и слабое использование механизмов ГЧП. К тому же в прошлые годы профильные комитеты с большим рвением одобряли возведение 25-ти этажных «человейников» без условия нормативного строительства социальных объектов. В итоге возник дисбаланс между жилой и социальной застройкой.
Смольный в сложившихся обстоятельствах не придумал ничего лучше, чем просто скинуть ответственность за нехватку соцобъектов на застройщиков. Весной в Петербурге поменяли законодательство и запретили выдачу разрешений на строительство ЖК без 100% их обеспеченности нужной нормой садов, школ и медучреждений. Помимо этого, в дополнение к существующим госорганам, получение документов в которых для проектов застройщиками занимает около 1-1,5 лет, летом Беглов создал еще одну «инстанцию» — Градостроительную комиссию при правительстве города, которую сам и возглавил. Без прохождения согласования в этой комиссии ни один девелопер не может начать строительство ЖК. Именно там рабочая группа навязывает застройщикам «соцоброк» в виде обязательство по возведению нужного новому кварталу количества школ, садов и поликлиник.
Полбеды, если бы эта комиссия работала. Но за четыре месяца существования она собиралась всего три раза – в июне, августе и последний раз 12 ноября. Как писало издание «ДП», всего двум компаниям одобрили стройпроекты. Согласование остальных было поставлено «на заморозку». Это притом, что за несколько месяцев в комиссию пришло свыше 150 заявок на рассмотрение различных градостроительных вопросов. Простой работы органа спровоцировал волну критики.
«Градостроительная комиссия задумывалась как структура, которая определит порядок взаимодействия бизнеса и власти в вопросах обеспечения жилья социальными объектами. Рынок давно ждал понятных и постоянных правил игры, однако работа нового органа пока находится в стадии становления. Сначала мы несколько месяцев ждали порядок и регламент его работы. Но и после этого заседания не проводились. В результате, по нашим расчётам, срок согласования градостроительной документации увеличился для застройщиков на 4 месяца», — заявляла в беседе с «ДП» генеральный директор ООО «Бонава Санкт–Петербург» Мария Черная.
Итогом модернизации законодательства и создания Градкомиссии на сегодняшний день стало: усложнение согласования стройпроектов, затягивание получения разрешений на строительство, задержка возведения жилых домов, школ и детских садов. Также были созданы условия для повышения цен на жилье из-за обязанности застройщиков возводить соцобъекты, стоимость которых наверняка будет учтена в инвестпроекте. И это без учета срыва инвестпланов бизнесменам и создания рисков девелоперам по переполучению разрешительной документации, имеющей ограниченные сроки действия.
Выполнению поручения президента может помешать и коррупция. В прошлом году застройщики комментировали инициативы по упрощению строительной нормативной базы, положительно отзываясь о самой идее. Однако участники рынка отмечали, что на практике реализовать задуманное будет сложно. Чиновники, в том числе и петербургские, не очень заинтересованы в сокращении согласовательных и дублирующих процедур, так как это «их хлеб». По неофициальным оценкам участников рынка, затраты компаний на неофициальное ускорение согласований составляют 1-2% от стоимости проекта. Ежегодно застройщики отдают чиновникам несколько миллиардов рублей. Потому неясно, как будет в Петербурге проходить оптимизация строительной сферы для сокращения инвестцикла и как Беглов будет отчитываться перед федеральным центром в марте 2022 года.
«Беднеющий Петербург»
Это не единственный случай расхождения действий Беглова с курсом, диктуемым из Кремля. Президент является сторонником оптимизации налоговой сферы. Он регулярно дает поручения, направленные на понижение налогов или ограничение их роста. Например, в апреле 2021 года Путин обратился к Правительству РФ с поручением рассмотреть возможность понизить ставку налога на имущество компаний. Ранее глава государства поспособствовал ограничению роста земельного налога в связи с переоценкой недвижимости по кадастру в регионах РФ. В ковид-пандемию президент стал инициатором многих налоговых льгот и послаблений. Основными лейтмотивами поручений Путина в налоговой сфере всегда были недопущение скачкообразного и необоснованного роста налогов, поддержка бизнеса и инвестиций, а также снижение нагрузки для малообеспеченных слоев населения. Лояльная налоговая политика – один из векторов Москвы по борьбе с бедностью в России.
В Петербурге же при удобном случае повышают налоги, игнорируя политику федерального центра и ухудшая положение петербуржцев. Так, в 10 ноября в ЗакСе в первом чтении рассмотрели законопроект Смольного, подразумевающий повышение налогов. Одним из его авторов является губернатор Беглов. Законопроект предусматривает расширение налогооблагаемой базы организаций за счет включения в нее гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства. Предполагается уменьшение площади административных, торговых и деловых помещений, облагаемых налогом, с 1000 до 500 метров. Кроме того, с 0,01% до 0,05% увеличится ставка земельного налога на участки под жилыми домами и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунальной сферы и с 0,1% до 0,3% – на сельскохозяйственные земли.
Законопроект был встречен критикой. В СМИ расширение перечня облагаемого налогом имущества для юрлиц оценили как очередной способ «задушить бизнес», который и так с трудом переживает ковид-пандемию, не получая от городских властей адекватной помощи. В ЗакСе отдельно обратили внимание на повышение земельного налога. Депутат Александр Рассудов заявлял, что увеличение ставки для сельхозугодий может спровоцировать рост цен на продовольствие. Также парламентарий отмечал, что политика губернатора Петербурга противоречит поставленной цели федеральным центром по борьбе с бедностью.
«Мы в три раза увеличиваем ставку земельного налога для сельскохозяйственных производителей, вроде появляется пилюлька о том, что реальный сельхоз производитель получит скидку 33,33% от суммы исчисленного налога. Путем несложных арифметических мы получаем, что даже тот, кто получил эту льготу, все равно будет платить земельного налога в два с лишним раза больше. Ну, такими темпами мы не то что не уменьшим вот этот галопирующий рост цен на продукты, а еще более его усилим», – заявлял Рассудов.
Петербург действительно беднеет вследствие проводимой Смольным политики. И дело не только в повышении налогов, но и в отсутствии нормальной помощи бизнесу по преодолению последствий ковид-пандемии. Из-за введения QR-кодов и локдаунов без предварительной разработки мер поддержки малые и средние предприятия, в «лучшем» случае, теряют клиентов и не могут выплатить зарплаты сотрудникам. По данным «Петростата», задолженность перед работниками по оплате труда у организаций превышает 50 млн рублей. В худшем случае – субъекты МСП закрываются, а петербуржцы теряют работу.
Смольный регулярно повышает тарифы ЖКХ. С июля 2022 года они вырастут вновь на 3,5%. В городе проводится слабый контроль цен. Как следует из ноябрьского исследования SuperJob, Петербург занял 8 место в рейтинге самых дорогих субъектов РФ для жизни. При этом по уровню доходов Северная столица – на десятом месте среди городов России, что отражают данные «РИА Рейтинг». «Петростат» также показывает падение уровня оплаты труда в 13 видах экономической деятельности из 21.
Смольный на систематической основе проводит политику, которая идет вразрез с курсом Кремля. Это подрывает устойчивость Беглова как главы региона. «Национальный рейтинг» губернаторов, всерьез оцениваемый в федеральном центре, уже показал устойчивое падение позиций главы города на протяжении полугода из-за накопившихся и нерешаемых проблем, а также неприятия его политики обществом. Александр Беглов уже в ближайшем будущем может лишиться не только поддержки со стороны жителей Санкт-Петербурга, что критично в преддверии выборов 2024 года, но и со стороны президента.