События июля 2014 года на востоке Украины
За несколько дней до катастрофы малазийского лайнера в Донбассе произошли другие инциденты с крушением самолетов. 14 июля в Луганской области упал украинский Ан-26, который летел на высоте 6,5 тысячи метров. Через два дня был сбит Су-25, еще один такой же самолет обстреляли из ПЗРК «Игла». Во всех атаках тут же была обвинена Россия.
Украина запретила полеты самолетов в зоне вооруженного конфликта на высоте до 10 500 метров. На эшелоне FL330 полеты гражданской авиации были разрешены, на котором и следовал лайнер MH17. Россия 17 июля ввела запрет на полеты гражданской авиации на высоте до 16 тысяч метров. Это сопоставимо с зоной поражения ЗРК «Бук», о котором поговорим чуть позже.
Boeing 777-200ER был выпущен в 1997 году. Перед катастрофой последняя техническая проверка была проведена 11 июля 2014 года, в результате которой не было выявлено технических неисправностей.
Катастрофа MH17
До вхождения самолета Малазийских авиалиний полет осуществлялся в эшелоне FL310, то есть, на высоте 9 450 метров. Далее полет осуществлялся на эшелоне FL330 (10 050 метров), а при входе в зону ответственности Днепропетровского района полетной информации был подан запрос о переходе на эшелон FL350 (10 650 метров), однако он был отклонен диспетчером. Эшелон FL330 оставался открытым над территорией Украины для международных транзитных рейсов.
17 июля уже в 16:20 по местному времени самолет, следовавший рейсом Амстердам – Куала-Лумпур, был сбит. Ракета взорвалась слева от самолета, в непосредственной близости к кабине пилота. Самолет из-за взрывной волны и полученных поражений начал разрушаться еще в воздухе. Кабина пилотов оторвалась почти сразу после взрыва ракеты и упала на землю, оставшаяся часть самолета упала на землю, пролетев еще 8,5 километра в восточном направлении. С момента поражения ракетой до падения всех обломков прошло не более 1,5 минут. Конец записи бортовых самописцев («черных ящиков») зафиксирован в 13:20 по местному времени.
Самолет упал в районе села Грабово Донецкой области, что около Тореза. Сегодня эта территория входит в состав Донецкой Народной Республики. Обломки Boeing 777-200ER были разбросаны на территории 15 квадратных километров, все 298 человек, которые находились на борту, погибли.
Начало расследования
Судя по данным Нидерландского совета по безопасности и Объединенной следственной группы, авиалайнер сбили ракетой 9М38, которой оснащаются ЗРК «Бук». Иностранные эксперты, в том числе украинские власти, обвинили Россию в атаке на малазийский Boeing 777.
На месте катастрофы были найдены бортовые самописцы. Тогдашние власти ДНР сообщили, что передадут их России, однако глава МИД Сергей Лавров позднее сообщил, что российская сторона не возьмет их. «Это дело тех государств, чьи граждане в момент трагедии находились на борту. Мы не собираемся забирать «черные ящики», – говорил в 2014 году Сергей Лавров. Позднее представители Малайзии передали самописцы в Нидерланды.
Ответственность за расследование взяли на себя Нидерланды, работа велась совместно с ООН и ИКАО. Расшифровкой самописцев занялись британские эксперты лаборатории Фарнборо, в работах также задействовали представителя Межгосударственного авиационного комитета стран СНГ (МАК). В расследовании также принимали участие эксперты из Австралии (ATSBruen), Франции (BEA), Германии (BFU), Индонезии (NTSC), Италии (ANSVruen), Малайзии (DCAruen), России (Росавиация), Украины (Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий), Великобритании (AAIBruen), США (NTSB) и Европейского агентства авиационной безопасности.
Обломки Boeing были собраны, изучены и отправлены на реконструкцию. В течение следующих трех месяцев из обломков была собрана кабина пилотов и отдел бизнес-класса. Работы проводили на базе ВВС в Гилзе-Райене. Для этого был изготовлен каркас по форме самолета, на который прикрепили обломки погибшего пассажирского лайнера.
Предварительный отчет расследования DSB (Совета по безопасности Нидерландов)
9 сентября 2014 года была опубликована предварительная версия расследования. Выяснилось, что при вылете из Амстердама самолет был технически исправен. Полет проходил в штатном режиме вплоть до обрыва записи бортового самописца, а последний ответ пилотов длился 3 секунды. Обломки фюзеляжа для криминологической экспертизы получены не были, поэтому вывод был сделан на основе фотографий – самолет получил множественные повреждения быстро движущимися мелкими предметами, исходящими снаружи самолета из точки над его носом. Несмотря на полученные сведения, в Нидерландах не говорили о выпуске ракеты по пассажирскому самолету.
Окончательный отчет расследования
13 октября 2015 года был опубликован окончательный отчет расследования. Самолет погиб из-за попадания в него «большого количества мелких высокоэнергетических объектов». Предложена версия попадания в лайнер ракеты класса «земля-воздух». Исходя из обломков и фрагментов, изъятых из частей самолета и тел погибших, сделан вывод: в авиалайнер попала боеголовка типа 9Н314М, которая поступает в оснащение ЗУР 9М38 и 9М38М1, которые, в свою очередь, могут применяться в составе ЗРК «Бук», «Бук-М1» и «Бук-М1-2».
Полученные данные, предоставленные российской компанией, сопоставили с данными математического моделирования. На основе полученной информации стало известно, что место взрыва (левее и выше кабины пилотов) согласуется с работой взрывателя ракеты по данным, предоставленным концерном «Алмаз-Антей». Также представлялось возможным определить предполагаемое место запуска – наземную фигуру площадью около 320 квадратных километров. Пассажиры же в момент падения обломков на землю находились в обморочном состоянии или уже были мертвы.
Расследование Объединённой следственной группы (JIT)
Власти Украины, Малайзии, Нидерландов, Австралии и США инициировали новое расследование. Предварительный доклад был опубликован 28 сентября 2016 года, в котором сказали – самолет сбили ракетой 9М38 ЗРК «Бук», другие версии были отвергнуты. Комитет по разведке и безопасности парламента Великобритании в 2017 году сообщил, что ЗРК «Бук» был ввезен на территорию Украины российскими военными. 24 мая 2018 года исследовательская группа Bellingcat тоже сообщила о причастности российских властей к катастрофе пассажирского лайнера. Зенитно-ракетный комплекс, по их мнению, состоял на вооружении 53-й зенитной ракетной Берлинской бригады. ЗРК «Бук» якобы транспортировали из Курска в Старый Оскол и Миллерово с 23 по 25 июня.
25 мая 2018 года МИД Нидерландов и Австралии возложили ответственность на Россию за сбитый лайнер. В Минобороны России отвергли обвинения, то же самое сделал президент Владимир Путин. «Нам будет трудно принять результаты комиссии, если не будет организованно полноценное расследование. Работа проводится без нашего участия», – говорил российский лидер.
Расследование России
Объединённая следственная группа (JIT) 24 мая 2018 года обнародовала фотоснимки фрагментов сопла и корпуса ракеты. Они могли принадлежать ракете, которая сбила самолет MH17.
17 сентября того же года Министерство обороны России рассекретило данные производителя ракеты. Оказалось, что ракету произвело Долгопрудненское научно-производственное предприятие 24 декабря 1986 года. Спустя пять дней ракета была поставлена в 223-ю зенитно-ракетную бригаду, которая дислоцировалась в городе Теребовле (Тернопольская область, Украинская ССР). Это же воинское формирование было включено в Вооруженные силы Украины после распада СССР. Позднее воинскую часть преобразовали в 223-й зенитно-ракетный Теребовлянский полк и передислоцировали в город Стрый Львовской области. В Россию, сообщили в Минобороны, ракета не возвращалась.
Концерн «Алмаз-Антей» провел натурный эксперимент, в результате которого была предложена версия атаки на самолет с территории, которая находилась под контролем украинских военных. Ракета была выпущена из точки на карте, расположенной на расстоянии 3,5 километра к югу от населенного пункта Зарощенское, настаивали в «Алмаз-Антее». Испытания проводили на самолете Ил-86 с использованием ракеты 9М38М1, которая оставила в фюзеляже летательного аппарата отверстия в форме бабочки. Точно такие же отверстия на сбитом в 2014 году самолете не были найдены, что говорит об использовании ракеты 9М38 самого старого образца – очередное подтверждение причастности Украины к катастрофе.
В «Алмаз-Антее» сообщили, что украинская сторона обращалась к ним с вопросом о дальнейшем использовании еще в 2011 году. Был дан отрицательный ответ, так как срок эксплуатации ракеты составляет 25 лет (ее выпустили в 1986 году, напоминаем).
Версии российской стороны были раскритикованы на Украине. Официальный Киев назвал представленную информацию фейком, не предоставив обратной информации.
Четверо подозреваемых
В Объединенной следственной группе в 2019 году назвали имена четверых подозреваемых. Ими стали: Игорь Стрелков (Гиркин), Сергей Дубинский, Олег Пулатов и Леонид Харченко. Также в качестве подозреваемого выступал Владимир Цемах, которого сотрудники СБУ захватили на территории ДНР и переправили в Киев. Позднее его передали российской стороне в формате «35 на 35» в рамках обмена пленными между Украиной и республиками Донбасса. Все они отвергли свою причастность. В ДНР сообщили, что у них нет оружия, которое способно сбивать воздушные цели, летящие на такой высоте.
Россию хотят услышать?
Следственный судья предложил допросить одного из экспертов «Алмаз-Антея», составлявшего отчеты, по просьбе защиты. Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников сообщил: «Судебное разбирательство буксует. Ему хотят придать большую легитимность, чтобы российская сторона принимала больше участия в обсуждении. Прежнее слепое давление не принесло плоды, поэтому было решено услышать версию России».
Прокурор Тейс Бергер отмечал, что Украина предоставила данные со вторичных радаров. Первичные радиолокационные данные предоставлены не были, так как один из радаров в момент авиакатастрофы не работал, радар в Донецке выключили (территорию уже контролировало ополчение), радар в Артемовске повредили в ходе боевых действий, радар в Чугуеве находился на плановом ремонте. Рейс в момент трагедии контролировался ПВО Украины и радиолокационными средствами.
Украинская сторона сначала говорила, что данные отправлены в Амстердам, затем сообщила, что Нидерланды не запросили соответствующую информацию, в последний раз говорилось о неисправности радара в Днепропетровске. Минобороны России утверждало, что 17 июля 2014 года все украинские радиолокационные средства работали в исправном режиме, также были представлены соответствующие доказательства.
Украина предоставила данные с радара в Харькове, но они оказались менее информативными, чем данные, снятые с оборудования в Усть-Донецком Ростовской области. Тем не менее, следы запуска ракеты обнаружить все равно не удалось. Была возложена надежда на китайский спутник, но в момент катастрофы он не работал. Киев попросил помощи у Вашингтона. США передали данные о запуске ракеты SA-11 (так классифицируют ракеты ЗРК «Бук» в НАТО), запуск якобы произвели из точки, расположенной в шести километрах от Снежного. Судья Хендрик Стинхейс 1 февраля 2021 года направил в США новый запрос о предоставлении спутниковых снимков в момент авиакатастрофы, однако в Вашингтоне продолжается рассмотрение данного запроса.
Пока что допросы российских экспертов продолжаются. В них также участвуют специалисты Нидерландского аэрокосмического центра и бельгийской Королевской военной академии. Работы по этому направлению завершатся к апрелю 2021 года. Адвокат Сабине тен Дуссхате, который представляет в суде интересы Олега Пулатова, сообщила о нестыковке в деле. Ни на одной из 15 аудиозаписей, прослушанных экспертами, нет голоса ее подзащитного, но следователи не установили этот факт.
Журналист Эрик ван де Бек писал: «На расследование потрачено шесть лет. Кажется, впустую». По делу о крушении рейса MH-17 на востоке Украины пока что еще очень много вопросов. Виновный рано или поздно будет найден и мы обязательно узнаем, кто без промедления заплатил жизнями людей за свои политическим амбиции.
Фото: из открытых источников