По данным рейтинга FMCG-брендов NTECH-500, в региональных рейтингах лидируют молочные продукты, средняя цена которых в 2024 году составляла 80 рублей за литр. Однако есть и более дорогие варианты, такие как безлактозное, козье и топлёное молоко, цена которых превышает 160 рублей за литр.
Эксперт отметил в беседе с РИАМО, что исключение дорогих молочных продуктов из списка социальных продуктов и повышение цен на них не сильно повлияет на спрос, но позволит производителям скорректировать цены на важные товары.
Он добавил, что аналогичная ситуация и со сливочным маслом: его средневзвешенная цена составляет 830 рублей за килограмм, и оно занимает значительную долю рынка. Масло стоимостью более 1660 рублей за килограмм составляет всего 0,2% в физическом выражении и 0,5% в денежном. Исключение премиального масла из списка социальных продуктов не сильно сократит выбор масла для населения.
Ограничение торговых наценок может предотвратить необоснованный рост цен и поддержать потребителей, но эффективность этого подхода зависит от его реализации. Чрезмерное вмешательство может привести к дефициту товаров и снижению мотивации производителей и продавцов, поэтому регулирование должно применяться избирательно, в исключительных случаях значительного роста цен.
При грамотном подходе государственное регулирование наценок может стать эффективным инструментом для стабилизации цен на социально значимые товары, заключил Перельман.