В «райской» Англии
Первый наш герой – 28-летний Баходир Рахманов родом из Андижана, решивший однажды уехать подзаработать не куда-нибудь, а в Великобританию. Кто-то ему сказал, что там, дескать лучше и прибыльнее, чем «у нас». Вот и рванул.
Для начала завербовался через фирму, заплатив за это около 2 тыс. долларов (около 178 000 рублей), которые пошли на оформление документов. А еще Баходир прошел срочные курсы по английскому. Скоростное изучение иностранного языка продолжалось около двух месяцев. До какого уровня поднялись его знания, история умалчивает.
Не только работать, но и жить порой приходится на стройках
До Туманного Альбиона Баходир добрался, но вскоре вернулся домой в Узбекистан. Воспоминания от Ливерпуля, где он работал, мягко говоря, остались не самые лучшие. Так что Англия оказалась не такой уж и райской, а на стройке и вовсе он столкнулся с мафией.
«Брат, они фашисты. Арабы эти, пакистанцы. Мне сказали — надо в "общак" стройки выложить 15% дохода. За что? А плати, и всё, так положено. Вместо восьми часов я работал десять, и никто мне деньги не добавлял», - рассказал разочарованный таджик журналисту «АиФ».
По его словам, там, на стройке, деньги из зарплаты вычитали даже за еду. Но это был не единственный минус. Очень дорогие продукты, постоянные вычеты из заработка, угрозы депортации постоянно окружали мигранта. В итоге домой Баходир вернулся с копейками, получив «нагоняй» от родителей.
Работать мигрантам приходится много где. Фото: РИА Новости Александр Кряжев
Сеул — плати за все
Ещё одной страной для заработка мигрантов стала Южная Корея. Именно туда и отправился 27-летний Нияз Гулямханов. С юных лет он работал на российских фабриках, а недавно решил попытать счастья на чужбине, куда и отправился. Да и к тому же, заработок обещали неплохой: ежемесячно 3 тыс. долларов. Однако зеленые купюры были единственной радостью для Нияза.
Разочарование началось уже в общежитии, когда вместо матраса выдали обычную материю, вот ее стели и ложись, мол, так все корейцы делают – спят на циновках. Еще одно разочарование – девушки. Недружелюбные и в принципе не желающие знакомиться.
«Улыбаешься, говоришь ей на улице: "Ай лав ю", а она орёт: "Гыр-мыр-дыр", что-то на корейском, и убегает», — делится неприятными воспоминаниями мигрант.
Южная Корея любит мигрантов, но на расстоянии
С языком, конечно, получилась целая проблема, Нияз так и не смог его выучить. А алфавит и вовсе показался предельно непонятным. Как и национальная еда. По словам Нияза, корейцы вообще готовить не умеют, так что приходилось утолять голод дошираком.
«Всё страшно дорого. Москва тоже дорогая, но Сеул — это кошмар, брат... Корейцы готовить не умеют. Плова нет нигде!», - рассказал Нияз.
Про плов вообще отдельная история: в диаспоре появились спекулянты, которые торгуют всеми компонентами для плова, но за огромные деньги.
Что касается заработков, то тут проблем не было – платили всегда оговоренную сумму, вовремя, и без обмана. Однако здесь скрывается другая проблема: в Южной Корее все дорого, так что хорошая зарплата тает на глазах. Причем, цены больше, чем в Москве в два раза. В том числе и аренда квартиры, так что единственный вариант – общежитие.
«…Какой смысл тогда уезжать? Что получил, то и заплатишь — за общежитие, за еду. Квартиру снимать невозможно, безумно дорого: вода, электричество, газ сумасшедшие деньги стоят», — заявил Нияз, добавив, что от богатой страны он ожидал другого.
Одна из главных проблем для мигрантов – это иностранный язык
Клубничные поля Манчестера
В Англию мигранты едут не только на стройки, но и, например, на сборы клубники. На таких полевых работах за месяц можно заработать около 4 тыс. фунтов (примерно 452 000 рублей). Вот такие вот цифры — фактически зарплата мечты. Учитывая и тот факт, что и принимающая сторона покрывает расходы за визы и билеты.
Но в чем же подвох зарплат клубничных полей? В налогах и сборах, которые с них удерживаются. Так, например, Хуснуддину Расулову из Коканда пообещали 8 тыс. фунтов — отличный гонорар, особенно по меркам Узбекистана. Однако по прибытию на место оказалось, что все не так «клубнично»: 20% зарплаты уйдут на налоги и еще 12% — на страховку.
По факту, минус треть суммы, которые узбек планировал получить. Однако на этом «подлости» не закончились. Еще 500 фунтов забирали за еду.
«…Оказалось, что это обман. По законам Великобритании, если человек зарабатывает меньше 12 000 фунтов в год, страховку и налог он не платит. «Мне советуют — подай на работодателя в суд. Но как я это сделаю — я уже в Узбекистан уехал?!» — разочарованно говорит Расулов.
Англия – не такая уж и сказочная страна
Так что еще один мигрант попал в капкан иллюзий, из которого без знания языка и адвоката ему не выбраться. Увы, он не один такой. Так что вот так мигранты в погоне за сказочной жизнью едут в Европу за «большими» деньгами, а по факту остаются ни с чем.
Поэтому самые умные продолжают ездить за работой в Россию, где кроме зарплат их ждут каике-никакие гарантии и соцвыплаты. Другой вопрос – нравится ли присутствие такого количества мигрантов россиянам?