19 марта 2016-го года Boeing 737-8KN авиакомпании Flydubai готовился к ночному полету. 38-летний командир экипажа Аристос Сократус мог стать пилотом компании Ryanair. И этот рейс должен был стать для него последним в составе команды Flydubai. Его коллеги утверждали, что главной причиной ухода Аристоса стала накопившаяся усталость из-за частых перелетов.
Оба пилота того рейса были опытными и имели за плечами большой стаж на небольших самолетах. В тот день на борт Boeing 737 поднялись 55 пассажиров - практически все были туристами и возвращались домой. После взлета лайнер набрал высоту 11 000 метров и направился в сторону Ростова.
По прошествии четырех часов полета экипаж начал снижаться и готовиться к посадке. Однако хоть погода была сложной, но не мешала посадке, пилотам лишь нужно было приложить больше внимания. Командир воздушного судна уверенно вел авиалайнер на посадку. Однако на высоте 800 метров самолет начало трясти из-за турбулентности.
Тот самый самолет
На высоте 400 метров самолет шел из облаков и Аристос увидел огни взлетно-посадочной полосы. Тогда раздался звук о перемещении ветра. Капитан судна тут же переключился на режим TOGA и увел самолет на второй круг. Диспетчер попросил подняться и поддерживать высоту на уровне 700 метров.
«Второй пилот в целом верно оценивал положение самолёта в пространстве, давал командиру правильные рекомендации и даже пытался взять управление на себя. Однако его предложения по выходу из сложной ситуации не увенчались успехом», - говорилось позднее в докладе расследования этой трагедии.
Так как самолет был очень легкий, а его двигатели набрали максимальную скорость, воздушное судно начало поднимать нос. Пилоты старались предотвратить это, поэтому отклоняли штурвал от себя. Из-за этого произошел резкий скачок скорости. Она практически достигла красной отметки!
Командир воздушного судна
Пилоты немного превысили отметку 700 метров, и Аристос нажал на стабилизатор, чтобы опустить нос самолета на четыре секунды. Это уменьшило тангаж, но увеличило скорость. Самолет разогнался до 324 километров в час и вышел за границы допустимых скоростей при выпущенных закрылках на 30 градусов. Автоматически закрылки опускаются до 25 градусов.
После самолет поднялся на высоту 2500 метров. В это же время другой самолет тоже не мог приземлиться и улетел на запасной аэродром. Тогда командир экипажа решал: остаться в Ростове-на-Дону и ждать, когда погода улучшится или же лететь в Минводы.
Последствия катастрофы
Аристос выбрал разумный вариант и увел самолет в зону ожидания. Там он связался со своей авиакомпанией и сообщил о принятом решение. Его поддержали. После полутора часов ожидания в небе экипаж снова решает произвести посадку самолета.
К этому времени погода стала чуть лучше, поэтому пилоты, основываясь на своем предыдущем опыте, запрашивают у диспетчера разрешение на набор высоты до 2500 метров в случае необходимости повторного захода. В 3:30 самолет начал снижаться.
Кабина самолета
На высоте 1000 метров самолет столкнулся с мощной турбулентностью, и перегрузки достигли 1,5G. Аристос отключил автопилот и автосистему управления тягой, принимая на себя полный контроль над управлением.
На высоте 300 метров самолет был готов к посадке, но его скорость составляла 300 километров в час вместо необходимых 280.
Весь мир скорбил
Из-за этого лайнер немного превысил глиссаду и Аристос, чтобы вернуть его в коридор, отклонил штурвал от себя, увеличивая мощность двигателей. Тогда же самолет попал в мощный порыв ветра, и его скорость резко возросла до 325 километров в час. Тогда Аристос решает:
«Уходим на 2 круг!».
Последнее сообщение с борта самолета гласило:
«Увеличиваем скорость, поднимаем нос и начинаем набирать высоту».
Однако, достигнув отметки в 1000 метров, воздушное судно неожиданно начало пикировать и не смогло восстановить стабильность. В 03:41 ночи самолет столкнулся с поверхностью земли. Так как самолет постоянно задирал нос, Аристос начал нервничать и сделал ряд ошибок. Но он отчаянно пытался удержать контроль над управлением самолета.
Обломки самолета
Второй пилот понимал, что командир судна делает что-то не так. Он пытался пару раз перехватить управление, но не смог исправить положение. Услышав сигнал «Подъем!», командир вместо вывода самолета из пике резко отодвинул штурвал вниз и влево.
«Нет, нет! Нет, не делай этого! На себя! О Боже….», - слышны слова второго пилота.
Все 62 человека скончались от удара самолета о землю. Аристоса дома ждала беременная супруга. Буквально в течение получаса на место трагедии приехали сотрудники МЧС. Они увидели ужасное: обломки раскидало на площади 905 на 185 метров. Самолет разрушился полностью, ведь он на огромной скорости столкнулся с землей в вертикальном положении.
Как кружил самолет
Позже удалось найти 4295 фрагментов жертв авиакатастрофы. Останки направили в спецучреждения, чтобы провести ряд экспертиз и идентифицировать умерших. Весь мир выражал соболезнования семьям погибших, а на место крушения приехал глава государства Владимир Путин.
«Президент России глубоко соболезнует всем, кто потерял своих близких в авиакатастрофе в Ростове-на-Дону. Путин назвал приоритетной задачей оказание содействия родственникам и близким погибших в авиакатастрофе в Ростове-на-Дону», - прокомментировал тогда представитль Кремля Дмитрий Песков.
От властей Ростовской области семьи получили по одному миллиону рублей за погибшего, а от компании Flydubai - по 135 500 рублей. В деталях и причинах трагедии разбирался Межгосударственный авиационный комитет с экспертами из разных стран мира. В итоге стало известно, что у обоих пилотов были действующие лицензии и они прошли полную подготовку.
Место трагедии
Также имели достаточный опыт полетов на самолетах такого типа. Техническое обслуживание самолета осуществлялось регулярно. В тот полет он был цел и невредим. В итоговом докладе вина за крушение Boeing 737 легла на пилотов. Из-за человеческого фактора они совершили ошибки, когда пошли на второй круг.
С семьями погибших работали психологи
При этом косвенно на трагедию повлияло психологическое состояние Аристоса Сократуса. Он столь сильно стремился посадить самолет в Ростове, что не смог справиться с психологической нагрузкой и дважды пойти на второй круг. Все это привело к ужасной трагедии, о которой уже невозможно забыть.