ЧТО ПРОИЗОШЛО
12 сентября стал для пассажиров лайнера А320 вторым днем рождения. Никто из них не мог представить, что вместо приятных воспоминаний о путешествии они до конца жизни будут помнить о лайнере, который эти жизни у них едва не отнял. Если в начале полета все было спокойно, и ничего не предвещало беды, то к концу рейса, когда до посадки в прохладный Омск оставалось совсем немного, экипаж лайнера был вынужден проинформировать пассажиров о ЧП.
В итоге самолет совершил экстренную аварийную посадку в Новосибирской области, неподалеку от деревни Московка. Согласно официальным данным, в салоне находилось 167 пассажиров, среди которых и маленькие дети. Невероятный стресс, мучительные минуты посадки, которые продолжались целую вечность – этот день пассажиры и экипаж никогда не забудут. Однако все обошлось, и благодаря мастерству пилотов и стюардесс удалось избежать чудовищной трагедии.
«Сказали всем занять места, никому не вставать», – поделилась воспоминаниями одна из пассажирок.
«Когда набрали высоту, уже два метра было. Объявили, что самолет по метеоусловиям перенаправлен в Новосибирск», – рассказал пассажир Юрий Ходосевич.
Сергей Гайдак, который тоже был на этом рейсе, в разговоре с РенТВ рассказал, что после нескольких часов полета экипаж уже вел подготовку к посадке, однако решил покружить вокруг Омска, сделал несколько кругов над городом, но полетел дальше. В какой-то момент самолет стало сильно трясти, и пассажиры поняли: что-то произошло.
«Экипаж справился на отлично. Бортпроводники все делали грамотно. Паники в самолете не было. Все прошло практически как в штатном режиме», – рассказал Гайдак.
Но паниковать пассажиры все-таки начали, даже несмотря на старательные усилия бортпроводников сохранять спокойствие. Да и как тут можно оставаться спокойным, когда такое происходит. Чем ближе была земля, тем больше паника нарастала. Через несколько минут было принято решение садить лайнер в пшеничное поле, длина которого на полкилометра больше ВПП в новосибирском аэропорту «Толмачево».
СТО ТЫСЯЧ ЗА СТРЕСС
После случившегося новосибирский СК проинформировал о возбуждении уголовного дела по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации самолёта». Согласно официальным данным следствия, самолет «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку на открытом участке местности в новосибирском Убинском районе.
Представители новосибирского Минздрава сообщили, что после случившегося пяти пассажирам потребовалась медпомощь: два человека получили ушибы, еще у троих поднялось артериальное давление.
Что ждет, и должна ли нести какое-либо наказание авиакомпания, предстоит установить следствию. Но тот факт, что все остались живы – важный фактор для руководства, как бы цинично это ни звучало. Если бы произошла трагедия, то это стало бы для «Уральских авиалиний» реальным и безоговорочным «падением на дно» с вытекающими материальными и репутационными потерями.
Но все обошлось. При этом авиакомпания приняла решение выплатить каждому пассажиру рейса «Сочи – Омск» компенсацию по 100 тысяч рублей.
Однако это будут не все расходы «Уральских авиалиний». Руководству предстоит решить проблему, связанную с тем, что целый борт вышел из графика полетов. То есть, некоторые рейсы будут прекращены, что подразумевает вероятность проката другого воздушного судна.
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС
Следствие уже начало расследование, и в ближайшее время, после выяснения всех обстоятельств случившегося, данные появятся в публичном доступе. Тем не менее, главным остается вопрос: почему Airbus A320 не стал садиться в Омске и решил свернуть с курса? Почему он почти долетел до Омска и даже совершил снижение? И чем руководствовался главный пилот, принимая решение о посадке на запасном аэродроме в Новосибирске.
После случившегося командир корабля, говоря о случившемся, заявил, что все решения принимались исходя из главной проблемы: у лайнера произошел отказ гидравлической системы, с помощью которой происходит управление едва ли не всеми механизмами самолета.
В разговоре Царьградом экс-замминистра гражданской авиации СССР и заслуженный пилот Олег Смирнов отметил, что посадка была произведена блестяще, и не каждый опытный пилот способен найти подход к громадному неисправному самолету. Также, по словам эксперта, экипажу повезло, в тот момент на поле не оказалось ни одного трактора, большого камня или дерева, которые в принципе могли повредить самолет. Опасность состояла в том, что после таких столкновений самолет почти неизбежно загорелся бы. Однако, к счастью, этого не произошло. И более того, лайнер еще можно будет восстановить.
Что известно об экипаже: командир воздушного судна 33-летний потомственный пилот Сергей Белов. Его напарник 56-летний Эдуард Семенов. Бортпроводники: 34-летняя Дарья Глушкова, 22-летняя Айша Гумметова, а также 31-летний Дмитрий Костылев и 27-летний Дмитрий Рябов.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ АВИАКОМПАНИИ
После случившегося была организована пресс-конференцию с участием гендиректора «Уральских авиалиний» Сергея Скуратова. Он рассказал, что лайнер Airbus A320 уже давно находится в парке авиакомпании, и показал себя успешно. Кроме того, он отметил профессиональную подготовку экипажа: так, пилоты в 2013 году закончили училище, а капитан в течение трех лет летает командиром, и находится на хорошем счету.
«Мы можем четко говорить о профессионализме каждого пилота», - подчеркнул Скуратов.
Что касается собственно причины случившегося, то при подлете к Омску, в процессе захода на посадку, произошел отказ зеленой гидросистемы самолета. Всего их три: зеленая желтая и голубая, каждая из которых отвечает за конкретные параметры.
Как пояснил Скуратов, в случае отказа гидросистемы, фиксируются отклонения в работе спойлера и закрылки. В итоге это может привести к увеличению посадочной дистанции. Это и заставило командира лайнера Сергея Белова уйти на запасной аэродром в Новосибирске, где ВПП три километра против омской ВПП, длина которой 2500 метров.
Еще один фактор, который сыграл свою роль – это сильный ветер, из-за которого не было возможности убрать выпущенные створки шасси.
«Увеличился расход топлива, и командир осознал, что, возможно, топлива будет недостаточно для посадки в Новосибирске», - заключил Скуратов.
О том, что потеря гидравлики для самолета — то же, что для человека потерять кровь, в разговоре с РБК заявил летчик-испытатель, авиаэксперт Виктор Заболотский:
«Это один из элементов системы, который управляет всеми системами силовыми. И шасси, и закрылки, и различные механизмы — все это жидкость, масло, которое позволяет использовать гидросистему для того, чтобы управлять. Поэтому потеря этой жидкости говорит о том, что управлять самолетом просто невозможно».
КОММЕНТАРИИ ПИЛОТОВ
Командир экипажа Сергей Белов в эфире «России 24», говоря о своем решении, заявил: «Почему принял такую ситуацию – сажать самолет с рабочими двигателями – потому что, если будет отказ двигателя, – через 8 минут уже закончится топливо – то там уже будут последствия. Тяжелее уже будет посадить воздушное судно, потому что остальные дополнительные системы тоже отключатся».
Второй пилот Airbus Эдуард Семенов, который уже в течение десяти лет летает на подобном самолете и имеет за плечами 7 тысяч часов налета, рассказал о командире экипажа:
«С ним мы летели первый раз. У нас экипажи подготовленные, поэтому слаженность командира со вторым пилотом… Все отработано на тренажерах. Пассажиров мы всех уже увезли, их накормили, багаж увезли. Никто не пострадал... Я свои эмоции спрятал далеко-далеко, эмоции, как правило, мешают, выполнению профессиональных обязанностей. Скорей всего, они потом выплеснутся».
Свое мнение о случившемся высказал спасший в 2019 году сотни жизней легендарный пилот Дамир Юсупов, который прославился знаменитой фразой «идем на солнце вдоль рядов кукурузы»: «Пассажиры и экипаж живы и здоровы, самолет не получил значительных повреждений. Самое главное — все сегодня вернутся домой к своим близким. Ценнее жизни ничего нет. Для меня это очень волнительная новость, так как сам пережил нечто подобное. Я горжусь вами, экипаж!».