Золотой фонд семьи
Наследие, оставленное родителями Марии, является не просто набором активов, а тщательно продуманным планом, которое обеспечит ее будущее. Алексей Баталов и Гитана Леонтенко позаботились о том, чтобы их дочь, несмотря на физические ограничения, могла вести достойную и финансово независимую жизнь. В весьма солидное наследство, по данным из открытых источников, входит недвижимость в самых престижных районах Москвы:
Однокомнатная квартира в 1-м Самотечном переулке. Это жилье приобреталось с конкретной целью — стать источником пассивного дохода для Марии. Сдавая его в аренду, она могла бы покрывать свои повседневные расходы. Учитывая расположение, рыночная стоимость такого объекта сегодня может превышать 40 миллионов рублей.
Доля в легендарном «Доме на набережной». Марии переходит право на треть просторной четырехкомнатной квартиры на улице Серафимовича, где жила вся семья. Это место — не просто квадратные метры, а живая история, пропитанная воспоминаниями.

Творческая мастерская Алексея Баталова. Небольшое нежилое помещение площадью 20 квадратных метров в том же знаковом доме. Оно представляет не только материальную, но и огромную культурную ценность как место, где рождались замыслы великого артиста.
Другие объекты недвижимости, включая квартиры на Кутузовском проспекте, которые были возвращены семье после громкого судебного процесса.
Нельзя исключать, что помимо недвижимости существуют и другие активы — банковские счета, ценные бумаги или бесценные предметы искусства и антиквариата, о которых публично не сообщалось. Однако даже известная часть наследства делает Марию Баталову объектом повышенного внимания, в том числе и со стороны разного рода мошенников.

Тени прошлого: как семью уже пытались обокрасть
Тревога за Марию небезосновательна. После ухода Алексея Баталова в 2017 году его вдова и дочь стали жертвами циничной и продуманной аферы. Актриса Наталья Дрожжина и ее муж, юрист Михаил Цивин, годами втирались в доверие к семье, изображая заботу и участие. Пользуясь уязвимостью пожилой женщины и ее дочери, они убедили Гитану Леонтенко подписать доверенности, а Марию — договор пожизненного содержания. В результате мошенники получили контроль над всем имуществом и сняли с банковских счетов семьи более 20 миллионов рублей.
Лишь в 2020 году обман вскрылся, и началось долгое, изнурительное судебное разбирательство. Процесс серьезно подорвал здоровье Гитаны Аркадьевны, которая из-за стресса практически потеряла зрение. В 2023 году суд вынес обвинительный приговор: Цивин и нотариус Дмитрий Бублий, заверявший поддельные документы, получили реальные сроки, а Дрожжина — условный. Недвижимость удалось вернуть, но похищенные бесценные архивы, включавшие письма Ахматовой, Блока и Мандельштама, исчезли, по-видимому, безвозвратно. Этот горький опыт показал, насколько уязвима может быть семья перед лицом мошенников.

Сможет ли Мария получить и защитить свое наследство?
Сегодня главный вопрос — юридический статус самой Марии. Несмотря на тяжелый диагноз, она обладает ясным умом и сохранным интеллектом. Она пишет книги и сценарии, пользуясь специальным шлемом с указкой. С точки зрения закона, она является единственной и полноправной наследницей.
Как пояснил в эксклюзивном комментарии для 5-tv.ru звездный адвокат Сергей Жорин, процедура наследования для Марии стандартна, и никаких препятствий для нее нет.
«Иные родственники, такие как племянники, двоюродные братья и так далее, не входят в первую очередь и, соответственно, призываются к наследству только при отсутствии наследников предыдущих очередей. И учитывая, что других детей, родителей и супруга у Леонтенко на момент смерти не было, Мария Баталова является единственным наследником по закону».

Для вступления в права ей необходимо в течение шести месяцев обратиться к нотариусу с заявлением и пакетом документов. Ключевой момент — ее дееспособность. Могут ли злоумышленники попытаться признать ее недееспособной, чтобы установить опеку и получить контроль над имуществом? Эксперт уверен, что это практически невозможно.
«Что касается особенностей из-за состояния здоровья, то здесь принципиально важно следующее. Насколько мне известно, Мария признана дееспособной, интеллект ее не нарушен, она самостоятельно подписывает документы, пусть и с помощью технических средств. Поэтому ее права ничем не ограничены... нотариус обязан обеспечить доступность процедуры... никакого представителя или опекуна в данном случае не требуется», — объяснил Жорин.
Попытка оспорить ее дееспособность без веских медицинских оснований, которых в данном случае нет, обречена на провал и может обернуться для инициаторов уголовным преследованием.
«Для этого должны быть веские основания. Попытки такого рода без медицинских и судебных оснований — это прямой путь к отказу суда и возможным встречным искам. И, учитывая бэкграунд всей этой истории, может быть и уголовное преследование», — отметил эксперт.
Так что после завершения всех юридических процедур Мария Баталова станет полноправной хозяйкой своего наследства. Она сможет самостоятельно им распоряжаться: продавать, сдавать в аренду или, например, завещать.
