Действительно, многомужество стало обычной практикой для некоторых народностей. Логично, что такие отношения сравниваются с многоженством, но при этом надо понимать несколько важных и принципиальных отличий.
Полиандрия – так по-научному называется вид полигамии, суть которой состоит в том, что женщина находится в нескольких браках с разными мужчинами.
Интересно, что это не какая-то прихоть или чье-то желание поразвлечься. Это явление имеет научное объяснение: по мнению исследователей, полиандрия чаще всего встречается в сообществах, где существует недостаток природных ресурсов. Так, несколько мужей могут иметь одну женщину, в Монголии, Нигерии, Непале, а также в Бутане, Тибете и ряде горных провинций Индии и Бразилии.
Справедливости ради стоит отметить, что в Африке есть несколько африканских стран (например, Зимбабве), где к полиандрии относятся отрицательно, поэтому встречаются случаи подпольного многомужества.
Семь мужей – это выгодно
А еще у полиандрии есть экономическая выгода. И сейчас расскажем, о чем речь. Для начала отметим, что многомужество придумали не вчера, это многовековое социокультурное явление со своими правилами. Исторические корни этой традиции лежат в далеком прошлом и вообще имеют никакого отношения к чувствам, возникающим в традиционных отношениях между мужчиной и женщиной. Ключевые причины таких союзов связаны именно с экономическими аспектами.
Суть в том, что женщина может иметь нескольких мужей, если она проживает в труднодоступных горных регионах, в которых практически нет цивилизации с сопутствующими благами инфраструктурой. Люди здесь живут в суровых условиях и катастрофической бедности. А обустройство домашнего хозяйства – это что-то на грани фантастики: возможно, но чрезвычайно сложно.
Всей толпой под одной крышей
Так что в этих местах самый простой (если не единственный) вариант существования – это отдать приданное за одну невесту. Как правило, замуж избранница выходит сразу за всех братьев одной семьи. Само торжество организуется для самого старшего сына. За ним закрепляется все имущество семьи и остальные братья, которые автоматически становятся «участниками» этого союза.
Традиции гласят: "Чем больше сыновей в семье – тем круче и привлекательнее дом для невесты. Смысл в том, что семейный участок не делится, так как и без этого существует недостаток в земле. Поэтому считается, что чем больше работников – тем богаче, больше и крепче будет дом".
Если все «наследство» и землю распределять между братьями и их семьями, то ресурсы быстро закончатся, а земельные участки будут крохотными и бесполезными для того, чтобы прокормить семью. И, конечно же, процесс строительства жилья в горах – это очень сложный, дорогостоящий и весьма долгий процесс. Так что братьям выгоднее жить под одной крышей.
А как же чувства?
Для кого-то это может показаться грустным, но в основе этой исторической модели семейных отношений нет никаких чувств. Проще говоря, многомужество – это не про эмоции. Здесь основополагающая функция всех членов семьи связана с выживанием рода и обеспечением его жизни. Так что первое, к чему стремятся женщины и мужчины в таких «ячейках общества» – это прокормить свое семейство.
А как же дети и вопрос продолжения рода? Никак. Тема отцовства в полиандрических браках почти не обсуждается. Возможно, кому-то сложно будет понять, но матери в таких семьях – это, по сути, единоличные родители. Мужчины же сосредоточены на работе по обеспечению условий и быта семьи: они занимаются охотой и думают о том, как улучшить жилище, расширить участок и так далее. Это очень удобно и действительно кажется экономически обосновано, когда семь мужчин трудится на благо одной семьи.
Если говорить о том, кто будет сегодня «ночевать у жены», то мужчины следуют установленным правилам очередности посещения супруги по ночам. Существует и специальный предупреждающий сигнал, когда муж заходит в спальню: около двери ставится обувь, сигнализирующая о его присутствии на брачном ложе.
Если возвращаться к теме отцовства, то исследователи, которые уже много лет изучают полиандрию, заявляют, что как минимум в 20 родоплеменных обществах несколько отцов у ребенка считается нормой. И, поскольку детей в подобных семьях всегда много, то при удовлетворительном уходе увеличиваются их шансы на выживание.
Что на счет измен?
Если говорить о том же Непале или, например, Тибете, то в этих регионах внебрачные связи считаются вполне естественными. Никаких ревностей и семейных разборок с разводами. Если жена забеременела «за пределами брака» – это не порицается.
Однако при этом отвечать отцу ребенка все-таки придется. Он должен будет заплатить семье матери ребенка либо отработать в их клане некоторое время. После этого мужчину отпускают, а ребенка «приписывают» к своим детям. То есть, девушка освобождается от «прицепа».
В ряде исследований можжно найти такое утверждение: "В некоторых племенах существует традиция хвастаться своими внебрачными связями. Причем, делать это могут и сами жены. Они надевают на шею символическое ожерелье из монет, рассказывающее о том, сколько у нее было любовников. Чем больше монет – тем круче!"
А если мало монет? Да, это не позор, но сигнал о том, что данная особа не очень популярна среди мужчин. Более того, при существующей конкуренции среди невест, такое ожерелье, может сыграть ключевое значение. Такое вот любовное резюме.
В заключение отметим, что современные ученые убеждены, что полигамная женщина – это не про свободу и завидную раскрепощенность. Как показывает практика, это, скорее, про глубинные психологические (и не только) проблемы. При этом, до сих пор не было проведено никаких исследований на предмет психического состояния женщины и уровня дискомфорта в подобных отношениях.