Статьи26.08.2024 - 15:45

Каскад германских банкротств. Первая экономика Европы уходит в историю?

Больше новостей в сюжете: Санкции и контрсанкции

Шок-цифра: в Германии за 2023 год в банкротство ушли 17,8 тыс. компаний – говорит о многом. Прежде всего, о том, что в мире идут колоссальные перемены. А одной из жертв их стала когда-то блистательная немецкая экономика, но коей и держалось благополучие большей части Европы. Но теперь не так.

Фото: fastforward.com.cy

Согласно турецкому изданию Yeni Safak, в 2023 году число неплатёжеспособных компаний выросло за год на 3,2 тыс. компаний, это 22% плюсом к 2022 году. Среди ликвидируемых предприятий числятся такие известные всему миру бренды, как Agfa, Polaroid, Praktiker, Hertie, Kaufhof, KaDeWe, Body Shop и многие-многие другие.

Интернет-эпоху пережили не все

Большая часть этих «погибающих гигантов» - торговые предприятия, попросту говоря сети магазинов. Те, у кого есть мощный «пласт» коммерческой недвижимости, пытаются переориентировать их в склады и точки выдач для маркетплейсов. Онлайн революция в торговле, идущая уже десяток лет, сказала своё слово в эпоху полномасштабного кризиса.

Исчезают и такие известные у себя дома сети магазинов модной одежды и обуви как Gery Weber, Peep und Clapenburg, Esprit. Уход торговых точек этих сетей с центральных улиц даже меняет облик немецких городов.

Один из универмагов культовой когда-то немецкой сети KaDeWe

Но одними из первых цифровую революцию в своих бизнесах затеяли банки. Кто-то намеренно сокращает сеть офисов, кто-то просто не выдержал столкновения двух тенденций: цифровой революции и стремления к консервативному, уютному, но ставшему безумного дорогим в наше время сервису.

Одна из таких глыб, рухнувших в наше время – это Dresdner Bank. Он был создан в 1872 году и пережил две мировые войны на континенте, включая катастрофические бомбёжки союзников в феврале 1945 года. Однако не перенёс появления интернета. Его купил в 2009 году Commerzbank и за прошедшие полтора десятилетия «растворил» его в себе.

Символы успеха немецкого бизнеса погасли

Некогда известная за счёт своей платёжной системы Wirecard AG оказалась не просто неуспешной. Весной 2020 года аудиторы, проверявшие эту немецкую корпорацию, заметили подозрительные методы бухучёта.

В итоге вскрылась крупная афера высшего руководства компании. Куда-то исчезли 1,9 млрд евро. Гендиректор Маркус Браун загремел за решётку, а кое-кто из менеджмента бежал из Германии. Судебный процесс и все, что затем последовало, развалили компанию окончательно.

Из гигантов международного бизнеса с начала 2020-х годов из-за неблагоприятных экономических условий из Германии был вынужден выйти ArcelorMittal – вторая металлургическая компания в мире. Не существуют и перевозчика Air Berlin, ещё несколько лет назад мелькавшего своими самолётами и в аэропортах российских столиц.

Боинг-737 немецкой Air Berlin в Домодедово в 2014 году

Какое-то время успешно открывались в ФРГ вполне немецкие рестораны сети Maredo c едой в духе средиземноморской кухни. Они заполонили все главные площади страны. Однако ныне их более нет. Ещё один символ современного успеха немецкого бизнеса исчез.

Одним из последних колоссов на глиняных ногах оказался мировой производитель литиевых батарей Varta. Многие из нас вспомнят аккумуляторы от этой компаний, которые были на прилавках с 1990-х годов.

И чем сейчас будут заниматься на мощностях Varta? 

Компания-«титан», которая поставила себе имя еще в Первую мировую войну, создавая батареи для подлодок, получила господдержку в 300 млн евро на разработку литиевых аккумуляторов. Часть из них предназначались и для электромобилей Volkswagen.

Однако в 2023 году компания стала мишенью кибератак и не смогла в течение нескольких месяцев вести производство. Случился платёжный кризис.

А в забюрократизированной Германии в таком случае компания должна заявить в течение трех месяцев о своей неплатёжеспособности. Дольше ждать нельзя. Вот и Varta пришлось спускать флаги.

Короче, бюрократия + цифровая уязвимость = ...

Гордыня, ошибки... Крах?

 

В чём же причины столь неблаговидного положения дел? Тут не мешает обратиться к послевоенной истории ФРГ. Отец немецкого экономического чуда Людвиг Эрхард как-то заметил:

«Экономика – не пациент, которого можно бесконечно оперировать».

Однако так сошлось что власти Западной Германии нарушили этот завет. Сначала – присоединив ГДР и попытавшись растворить её в себе. Не получилось. Восточные земли тяжкой ношей легли на бюджет страны и соответственно, компаний, платящих налоги.

Заветами Эрхарда, поднявшего Германию из нацистской разрухи, в нынешней ФРГ пренебрегли 

Из-за этого в 1990-е власти страны стали впервые ограничивать хвалёное немецкое государство всеобщего благосостояния. Циклические кризисы капитализма, в конце 1990-х годов, и в 2008 году также тяжело ударили по хозяйствам немцев.

При этом, всё это шло на фоне циклопического роста Китая, который сам Запад и обласкал своими инвестициями в создание сборочных баз и прочих производств. Экономика – чаще всего система сообщающихся сосудов. Чтобы кому-то что-то дать (Китаю) надо у кого-нибудь что-то отнять (рядовые немцы, американцы и так далее).

17 тысяч банкротств в год - как тебе такое, Олаф Шольц?

Вот и возникла в Дойчландии с 1990-х системная безработица. Пока пособия были ещё ничего, можно было ворчать, но терпеть. Но 2008 год и очередные сокращения социального государства показали немцам: их элиты не прочь и дальше их «обстригать».

Ну а интернет-революция в бизнесе, ограничения из-за Covid-19 и бредовые санкции ЕС против РФ убивают экономику этого весьма трудолюбивого народа (до сих пор этого у них пока не отнять) со скоростью ядерной катастрофы. «Эксперименты» показали: пациент не выдержит слишком долгих и частых «процедур».

«Уходим, уходим, уходим! Наступят времена и почище!» 

Вы не поверите: многие бизнесмены из ФРГ души не чаяли в русских партнерах и сейчас испытывают такую же ломку по России, как некоторые наши «западники» – в отсутствие ряда сортов сыра с плесенью. Но уж есть как есть.

Россию точно не стоило обманывать ни насчёт НАТО, ни насчёт Украины, ни насчёт ограничений по входу на европейские рынки. В конце концов, ещё в 2006 году Arcelor не захотела сливаться с нашей «Северсталью», а ушла под индийцев Mittal. Это только одна из историй взаимного непонимания и гордыни Запада, которая теперь уничтожает его даже быстрее, чем наши ракеты – укрепления ВСУ.

Кто из немецкого бизнеса выдержит такие испытания? Кто знает... Может быть те, которые по примеру Volkswagen, решатся на стратегию «дегерманизации». То есть сбегут из тонущей ФРГ на американские, турецкие или бразильские берега. Увы, но любые чудеса заканчиваются, а карета превращается в тыкву. Сказки братьев Гримм и по сей день напоминают: если тебе что-то дали, нужно уметь быть благодарным.

Реклама