Замминистра цифрового развития Сергей Кучушев сообщил, что по проекту «цифровых кафедр» на обучение по инженерно-техническим направлениям было принято около 500 000 студентов из 48 регионов России, из которых уже 367 000 прошли комплексную переподготовку с акцентом на практические навыки и работу с современными производственными технологиями. В 2025 году на инженерные специальности выделено 246 тысяч бюджетных мест — 43% от общего объема приема в вузы, и эта квота будет увеличена в 2026–2027 учебном году.
Потребность в квалифицированных инженерах продолжает расти опережающими темпами, несмотря на то, что инженерные специальности уже составляют почти 28% от общего выпуска российских вузов. Дефицит инженерно-технических кадров в промышленности оценивается в 500 тысяч – 1 миллион человек. Проблема не в количестве выпускников, а в качестве их подготовки: по данным исследований ВШЭ, только 5,4% российских инженеров окончили высокоселективные вузы, где средний балл ЕГЭ превышает 80. Особенно остро ощущается нехватка системных инженеров, способных работать со сквозным циклом разработки, инженеров-конструкторов, робототехников, специалистов по аддитивным технологиям, микроэлектронике и цифровому моделированию для высокотехнологичных отраслей — авиации, автомобилестроения, энергетики.
«Нынешний кадровый кризис — это системный вызов, который нельзя решить простым наращиванием числа выпускников, — комментирует Денис Картавцев, коммерческий директор компании «Экспонента», специализирующейся на цифровых инженерных решениях. — Ключевая проблема на стыке образования и индустрии — это «разрыв в парадигмах». Вузы часто дают фундаментальные, но изолированные знания, в то время как промышленности сегодня требуются инженеры, мыслящие в логике сквозного жизненного цикла сложных систем — от концепции и моделирования до тестирования и внедрения. Именно этот разрыв и создает дефицит в 500 тысяч человек, большая часть которого — не просто программисты, а системные инженеры».
По мнению эксперта, российские вузы переходят к новой модели инженерного образования, ориентированной на запросы индустрий, а не на устоявшиеся учебные планы. Университеты расширяют стажировки на предприятиях, развивают лабораторные комплексы, внедряют обучение на симуляторах и привлекают сотрудников промышленных компаний к преподаванию. Ключ к преодолению дефицита практических навыков — интеграция современных инженерных методологий в образовательный процесс. Мировой тренд — это переход к модельно-ориентированному проектированию (Model-Based Design), которое становится стандартом de facto в разработке ответственных систем: в авиации, автомобилестроении, энергетике.
«Эта методология позволяет на ранних этапах разработки проводить цифровые испытания, выявляя и исправляя до 80% ошибок, что сокращает цикл НИОКР в разы. Наша задача в сотрудничестве с вузами — интегрировать эти промышленные практики в образовательный процесс, предоставляя студентам доступ к инструментам и задачам, которые моделируют реальные производственные вызовы. Только так мы сможем преобразовать количественный рост выпускников в качественный скачок компетенций, необходимых для технологического суверенитета», – резюмирует Денис Картавцев.
