Самая популярная игрушка этого сезона продается как противоядие от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), тревоги и аутизма, но, тем не менее, ее запрещают во многих школах.
Fidget Spinner - оригинальное название спиннера, можно перевести как непоседливая вертушка. Это маленькие, шарикоподшипниковые устройства, которые пользователь может вращать между своими пальцами. Импульс игрушки обеспечивает приятный сенсорный опыт, в соответствии с отзывами пользователей, в то время как разнообразие вариантов использования спиннеров породило огромное множество учебных видеороликов на YouTube.
Многие спиннеры продаются в качестве помощников для людей с тревогой, аутизмом и СДВГ. Например, реклама некоторых данных изделий на Amazon обещает улучшить концентрацию людям с такими отклонениями, а также возможность «выявить творческий гений, лежащий глубоко внутри вас».
Ученые, однако, считают эти обещания большим преувеличением.
«Использование гаджетов, подобных спиннеру, скорее всего, будет больше отвлекать, чем приносить пользу людям с СДВГ», - говорит Марк Раппорт, клинический психолог из Университета Центральной Флориды, изучавший проблему.
Новый тренд
Вертушки появились этой весной, казалось бы, из ниоткуда, но мгновенно приобрели популярность. До декабря 2016 года по запросу «fidget spinner» в Google вам бы вряд ли выдало этот предмет. Теперь преподаватели постят в Twitter сообщения о том, какой проблемой для них стали спиннеры у учеников, а у этой игрушки есть даже собственный форум на Reddit.
Большая часть споров, связанных со спиннерами, была связана с тем, что школы запрещали их в классах. Директор начальной школы в Эванстоне, штат Иллинойс, Кейт Эллисон, сообщила Chicago Tribune, что данные гаджеты отвлекали учеников. Она считает, что дети с особыми потребностями имеют другие, благоприятные для школы варианты развивающих игрушек. Между тем, некоторые родители детей с особыми потребностями отмечают преимущества гаджетов. Мириам Гвинн, родитель 8-летнего подростка с аутизмом, написала на сайте, посвященном этому заболеванию у детей, что ее дочь была в восторге от того, что ее одноклассники хотели играть, как она. Одобренные школой устройства не помогают в интеграции ребенка, пишет женщина, но спиннеры отлично справляются с этой задачей.
«Для нее спиннер это не столько возможность быть похожей на своих друзей, но больше – возможность снять стресс, который она испытывает в течение учебного дня, - писала Гвинн.- Когда школы решают запретить сенсорные игрушки и игрушки-непоседы, они рискуют изолировать тех самых детей, на которых они потратили годы, пытаясь их интегрировать».
Список школ, запрещающих спиннеры, растет и теперь включает школы в Массачусетсе, Бруклине, Нью-Йорке, Флориде, Чикаго, Иллинойсе и даже в английском Манчестере.
По крайней мере один эксперт разочарован этими запретами.
«Эти маленькие штуковины должны называться гаджетом для непосед, а не игрушками, и они могут быть частью успешной стратегии управления суетливым поведением, если они будут представлены как нормальная часть культуры в классе», - говорит Клэр Хеффрон, педиатрический специалист по трудотерапии в Кливленде.
Несмотря на это, учителя говорят, что большинство детей использует спиннеры именно в качестве игрушек, уделяя больше внимания им, а не своему классу.
Полезны или нет?
Нет никаких сомнений в том, что игрушки, которые позволяют ими увлечься, могут принести пользу детям с аутизмом. Профессиональные терапевты часто используют игрушки, такие как тактильные диски, куш шары и даже простую глину, чтобы успокоить детей, у которых есть сенсорные расстройства. Аналогичным образом, исследования показали, что движение может помочь детям с СДВГ сосредоточиться.
Исследование 2015 года Раппорта и его коллег, опубликованное в журнале «Ненормальная детская психология», охватывало 8-12-летних детей с СДВГ. Исследователи обнаружили, что те, кто участвовал в двигательной активности, выполняли задания лучше, чем те, кто сидел на месте во время решения логических задач, используя рабочую память, которая является типом памяти, используемой для обработки поступающей информации. Было доказано, что упражнения помогают детям с СДВГ.
Но без исследований, которые специально рассматривают конечных пользователей, невозможно точно сказать, могут ли конкретно спиннеры помочь детям с СДВГ, сказал Раппорт изданию Live Science. Он предположил, что маленькие карманные игрушки вряд ли помогут. Они не требуют особого движения тела, сказал он, а именно это, по-видимому, отвечает за увеличение активности в лобных и префронтальных областях головного мозга, которые отвечают за поддержание внимания. Спиннеры также могут отвлечь внимание ребенка от классной доски или учителя, считает Раппорт.
«Езда на велотренажере во время чтения или сидение на шаре во время работы на столе, напротив, позволяет малыми (не отвлекающим) двигательным движениям и, вероятно, окажется полезной для многих детей с СДВГ», - считает ученый.
Но все же, спиннер остается игрушкой, причем игрушкой не только для детей. Взрослые люди, владеющие инструментарием и знающие законы физики, создают собственные модели и ставят с помощью этих штуковина любопытные эксперименты, как, например, в видео под этим текстом.
Фото: из открытых источников
Видео: Giaco Whatever / YouTube