Это один из продуктов так называемого жанра «трэш-стрим». Блогеры, выбравшие это направление, исполняют неистовую дичь за зрительские донаты. В случае с ярославскими тик-токерами суммы зрительских взносов были смехотворны: 30-70 рублей. Однако этого хватило, чтобы герои стрима выломали межкомнатную дверь, разбили сантехнику, перебили всю посуду и в итоге совокуплялись с нетрезвой женщиной — якобы любовницей одного из блогеров.
Сейчас проблема трэш-стримов рассматривается на законодательном уровне. В Совете Федерации предлагают блокировать сайты с такими эфирами до решения суда, а провайдеров планируют привлекать к административной ответственности. Самих стримеров это не особо беспокоит: у каждого автора, как правило, есть несколько резервных каналов.
Что это такое?
Трэш-стримы существуют достаточно давно. Родоначальниками жанра принято считать американский сериал «Чудаки» (Jackass), который выходил в начале 2000-х на канале MTV. Его герои исполняли опасные, грубые и порой самоистязающие трюки и розыгрыши. Только есть принципиальная разница «Чудаков» с современными «шедеврами»: во-первых, команда сериала состояла из профессиональных каскадёров, во-вторых, перед каждым выпуском, сегментом и трюком на весь экран выплывала огромная надпись с предупреждением о том, что повторять это категорически не стоит. Кроме того, «Чудаки» стремились рассмешить зрителя, а не сорвать донатов за неадекватное поведение.
Со временем формат претерпел существенные изменения и перебрался в интернет. Оттуда с развитием YouTube, Twitch и других платформ ролики дошли до российского сегмента интернета, и появились первые отечественные трэш-стримеры. Формат всегда один и тот же: ведущий общается со зрителями, которые присылают ему различные задания и донатят за их выполнение. Сумма зависит от сложности, степени унижения и жестокости. Блогеры выполняют задания как самостоятельно, так и с напарниками, которым приходится терпеть львиную долю всей жести.
Один из пионеров жанра в России — блогер Vjlink, он же Кирилл Зырянов. Долгое время он стримил игры, но особой славы на этом поприще не снискал. Популярность пришла к нему, когда в прямом эфире после ссоры с другом Зырянову выбили зубы. Понаблюдать за действием собралось огромное количество людей, что впоследствии натолкнуло блогера на полное изменение формата: блогер стал эксплуатировать неадекватное поведение и зарабатывать на этом.
Наиболее известные представители
Ещё один блогер, стоявший у истоков трэш-стриминга — Влад Савельев. Он запустил формат алкостримов. На своих эфирах мужчина вливал в себя огромные порции алкоголя, грязными выражениями оскорблял зрителей, жаловался на жизнь, рассказывал мерзкие истории из своего быта. В 2018 году мужчина перебрался в Грецию и перешёл на обычный лайв-блогинг.
Часто адепты треш-жанра становятся героями мемов. Так, Роман Мальцев, известный под псевдонимом Озон, тоже радовал зрителей алкостримами и неадекватом в кадре. В интернете популярна фотография, на которой он «отдаёт честь» компьютеру — это произошло на стриме, где он, основательно нетрезвый, несколько часов эмоционально смотрел клип на песню «Кукушка».
Один из наиболее популярных каналов — «Мопс дядя Пёс». Это было первое шоу, где появилось откровенное насилие над людьми. Его вели бывшие заключённые Андрей Щадило и Сергей «Мопс» Новиков, где первый общался с подписчиками, а второй выполнял задания за донаты. «Меню» почти полностью состояло из унижений и побоев. За десять тысяч рублей Щадило бил Мопса шваброй, за пятнадцать — давал напарнику мощную пощёчину, и так далее. Все испытания Мопс переживал добровольно. В 2019 году он умер от пневмонии, после чего популярность канала резко упала.
По-настоящему отвратительные трэш-стримы вёл дуэт «Гобзавр и Людмурик». Это мать и взрослый сын, которые за зрительские деньги не гнушались выполнять полнейшую дичь. Мужчина разбивал об голову матери яйца, всячески оскорблял, надевал её ношенное грязное бельё на лицо. За крупные донаты от подписчиков они даже целовались в прямом эфире. Популярности каналу прибавил случай, когда сын в прямом эфире сильно избил мать, за чем последовала проверка сотрудников МВД. Однако блогер выложил ролик с извинениями, а женщина всячески выгораживала своего сына.
Алчная жестокость
Широко распространены каналы, где жертвы — не добровольцы. Так, стример Николай Белов за донаты издевался над собственными родителями. За тысячу рублей он мог ударить мать по лицу, за несколько сотен — взорвать фейерверк в доме. Отцу доставалось не меньше.
Другой блогер, Иван Пожарников из Смоленска, занимался, по собственным словам, «перевоспитыванием алкоголиков». На деле это были натуральные издевательства над нетрезвыми людьми: заставлял мужчин залпом выпивать очень большие порции алкоголя, бил их электрошокером, заставлял есть кошачий корм и однажды даже вырвал своему «напарнику» зуб. Всё это, разумеется, за донаты от требовательных зрителей.
Трое авторов канала «shkilla» насильно удерживали умственно отсталого Валентина Ганичева. Предполагается, что у него отняли документы и насильно заставляли участвовать в трансляциях. За взносы подписчиков мужчину обливали помоями, закапывали в землю, всячески унижали. Сам Ганичев, видимо, из-за ограниченных умственных способностей, утверждает, что всё выполняет добровольно.
Один из наиболее жестоких каналов — «Малыш и бригада». Ведущий Артур Сороченко вместе с неким Жмуром, страдающим ожирением, и напарником Костылём зарабатывал деньги на донатах. Зрители оставляли задания типа облить зелёнкой кого-либо из участников, расстрелять их из пейнтбольного маркера. Жмура заворачивали в кокон из скотча на несколько часов, избивали шлангом, заставляли совокупляться в прямом эфире с девушками с сомнительной репутацией, прикрывая гениталии листом бумаги.
Деятельность этого невероятного по степени жести канала приостановилась в 2020 году, когда на стриме Сороченко обнаружили пропавшего без вести 28-летнего мужчину. Над ним издевались за донаты. Полиция ворвалась в квартиру в прямом эфире и изъяла всю технику.
Внимание со стороны властей
Проблема российского треш-стриминга стала видна даже сквозь закрытые глаза, когда жестокость переступила через все возможные рамки. Первым серьёзным звонком стала история с блогером Меллстроем (Андреем Бугримом), который в прямом эфире разбил лицо гостье своего эфира в одной из башен Москва-сити. В ходе внезапного конфликта Бугрим схватил девушку за голову и начал бить её об стол. Пострадавшей диагностировали ушиб мягких тканей лица, а Меллстрой попал под административку.
Но по-настоящему серьёзные масштабы ситуация приобрела в конце 2020 года, когда в прямом эфире видеоблогера Reeflay (Станислава Решетняка) умерла девушка. Это произошло во время очередной издевательской трансляции. Reeflay избивал напарницу, поливал из перцового баллончика, а затем и вовсе запер на балконе в нижнем белье на морозе. О подруге контент-мейкер вспомнил через несколько часов, и, когда он занёс её в дом, она уже была мертва. Камера при этом фиксировала, как блогер рыдал, пребывал в шоке, вызвал «скорую», которая констатировала смерть, и прибытие полиции. Трансляция закончилась фразой «Всё, достримился».
Решетняку грозит до 15 лет тюрьмы по обвинению в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть.
Этот случай дал повод Совету Федерации задуматься об уголовной ответственности за треш-трансляции. Пока не придумали механизмы регуляции, но не исключается обязательная регистрация стримеров как индивидуальных предпринимателей. По мнению законодателей, это позволит контролировать их деятельности и получать налог с донатов.
Зачем это смотрят?
По мнению психологов, зрителей привлекает в треш-стримах возможность быть участниками процесса. Кроме того, подписчиков привлекают «настоящие эмоции» и шок-контент — от этого крайне трудно оторваться. Эксперты считают, что постоянными зрителями таких трансляций являются люди, которые сами переживали унижения и психологические травмы. По словам специалистов, зрители также реализуют свои скрытые садистские амбиции.
Зрители и стримеры, пока есть спрос на такой контент, будут становиться еще более жестокими. Они не осознают, что всё происходит на самом деле — для них это лишь зрелищное шоу. Даже если в эфире случится жестокая смерть и публичное глумление над трупом, потребители подобного будут только рады задонатить ещё пару сотен. Самые худшие опасения вчерашнего дня уже сегодня становятся ужасной явью. И даже страшно представить, что нас всех ждет впереди.
Существует и другое мнение. До тех пор, пока всё вокруг будет являться товаром, а в нынешних общественно-экономических реалиях так и есть, на любую мерзость всегда найдется покупатель. И запретами эту гадость не победить. Перестроиться необходимо всем нам. Еще несколько десятилетий назад, в нашей же стране, но существовавшей под другим названием, подобное невозможно было представить даже в кошмарном сне. Какой из этого можно сделать вывод? Каждый сделает его сам. Но нам кажется, что не всё еще потеряно.
Фотографии: скрины из YouTube и Twitch, открытые источники