Новости дня

Все новости дня
Общество

От патриотизма до критического мышления: зачем вузы делают историю и философию обязательными

Аксинья Коротаева: «История России», «Основы государственности» и «Философия» – как изменится программа первых курсов

Российская система высшего образования вступает в новый этап трансформации. В ближайшие годы для всех студентов вузов, особенно обучающихся по социально-гуманитарным направлениям, обязательными станут три ключевые дисциплины: «История России», «Основы российской государственности» и «Философия».

От патриотизма до критического мышления: зачем вузы делают историю и философию обязательными
Фото: нейросети, источник: CHATGpt

Планируется, что данные курсы будут изучаться на первом и втором курсах и станут не факультативным, а системообразующим элементом подготовки будущих специалистов. Подробнее об этом RuNews24.ru узнал у Аксиньи Коротаевой, преподавателя гуманитарных наук.

Инициатива введения обязательных дисциплин связана с формированием единого социально-гуманитарного ядра, над содержанием которого сейчас совместно работают министерство и экспертное сообщество. В ходе профессиональных обсуждений постепенно сложился консенсус: независимо от профиля подготовки студенты должны владеть базовыми знаниями о российской истории, пониманием принципов и институционального устройства российской государственности, а также обладать навыками философского и критического мышления. Эти три дисциплины рассматриваются как фундамент, без которого полноценное высшее образование в современных условиях становится неполным.

«Курс «История России» в таком подходе перестаёт быть лишь набором дат и фактов. Его задача — показать историческую логику развития страны, основные этапы государственности, ключевые переломные моменты, социальные и культурные трансформации, которые сформировали современную Россию. Через изучение истории предполагается укреплять историческую память, формировать более взвешенное отношение к прошлому, уходя как от безусловной идеализации, так и от поверхностной критики. Для государства это ещё и инструмент воспитания патриотизма, который трактуется не как слепое одобрение, а как осознанное чувство сопричастности к судьбе страны», - поделилась Аксинья Коротаева.

Дисциплина «Основы российской государственности» должна дать студентам представление о конституционном строе, институтах власти, механизмах их взаимодействия, а также о правовых и ценностных основаниях существующей политико-правовой системы. Речь идёт не только о знакомстве с формальными нормами, но и о понимании того, как эти нормы реализуются на практике, какое место занимает Россия в глобальном мире, какие концепции суверенитета, безопасности, традиционных ценностей и развития лежат в основе современной государственной политики. Для студентов гуманитарных и социальных направлений это особенно важно, поскольку их будущая профессиональная деятельность часто связана с работой в государственных и общественных структурах, СМИ, образовании, культуре.

«Введение обязательного курса «Философия» увязывается с задачей развития критического мышления. По словам Могилевского, министерство видит в этой дисциплине не просто исторический обзор философских учений, а инструмент формирования навыков анализа, аргументации, постановки вопросов и самостоятельного осмысления информации. В условиях информационной перегруженности и поляризации общественных мнений способность различать факты и интерпретации, выявлять логические ошибки, понимать ценностные основания разных позиций становится ключевой компетенцией. Философия в таком формате становится не абстрактной теорией, а практикой мышления, которая должна сопровождать профессиональное становление любого специалиста», - пояснила эксперт.

Особое внимание уделяется тому, что для всех вузов будут разработаны единые программы и общие подходы к оцениванию. Это означает стремление к стандартизации базового гуманитарного блока и к снижению разброса в качестве преподавания этих дисциплин от вуза к вузу. С одной стороны, единые программы могут обеспечить минимально необходимый уровень подготовки и задать общее ценностное и содержательное поле. С другой стороны, возникает вопрос об академической свободе университетов и преподавателей, о возможности адаптации материалов к специфике региона, профиля вуза и уровню подготовки студентов. Насколько жёсткими будут рамки этих программ, покажет практика их внедрения.

Озвученная цель реформы — воспитание патриотизма и развитие критического мышления — в каком-то смысле выглядит парадоксальной связкой. В общественной дискуссии нередко предполагается, что патриотическое воспитание ориентировано на консолидацию и единообразие взглядов, тогда как критическое мышление предполагает способность к сомнению, анализу и, при необходимости, несогласию. Однако в официальной логике реформы эти два направления не противопоставляются, а дополняют друг друга: предполагается, что студент, который хорошо знает историю своей страны, понимает устройство её государственности и владеет инструментами философского анализа, будет более ответственным гражданином, способным критически относиться к информации, но при этом разделять базовые ценности и интересы общества и государства.

Изучение этих дисциплин на первом и втором курсах выглядит логичным с точки зрения формирования «фундамента» образования. Именно в этот период студенты проходят общие курсы, адаптируются к университетской среде, формируют мировоззренческую базу, на которую затем наслаиваются профессиональные знания. Раннее знакомство с философией, историей России и основами государственности может способствовать более осмысленному выбору специализации, направления научных интересов и профессионального пути.

Вместе с тем, у нововведения есть и потенциальные вызовы. Для части студентов усиление обязательного гуманитарного блока может восприниматься как перегрузка или как навязывание идеологической повестки, особенно в не-гуманитарных направлениях, где акцент традиционно делается на прикладные и технические дисциплины. Успех реформы во многом будет зависеть от того, насколько живым, содержательным и профессиональным окажется преподавание этих предметов. Если курсы превратятся в формальную отчётность или набор лозунгов, они вряд ли выполнят поставленные задачи. Если же за ними будет стоять глубокая методическая проработка, современный язык изложения и готовность к диалогу со студентами, потенциальный эффект может быть значительно выше.

«Введение обязательных курсов «История России», «Основы российской государственности» и «Философия» для студентов вузов — шаг, который закрепляет курс на укрепление гуманитарного фундамента высшего образования и усиление воспитательной функции университетов. Государство стремится через эти дисциплины одновременно формировать патриотизм, укреплять историческую и гражданскую идентичность и развивать критическое мышление как ключевой навык современного человека», - отметила преподаватель. Насколько успешной окажется эта попытка, зависит не только от приказов и стандартов, но и от качества программ, подготовки преподавателей и готовности вузов выстраивать живой, осмысленный разговор со студентами о прошлом, настоящем и будущем страны. Если это удастся, новые обязательные предметы смогут выйти за рамки формальности и действительно стать ядром образования, а не просто ещё одной графой в учебном плане.

Автор: Раиса Максимова

Читайте нас в телеграм
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.Согласен