Старые «приятели»
«Вопрос, который нас интересует: связаны ли домашние мыши с людьми из-за фермерства или соседство началось еще до эпохи сельского хозяйства», - говорит Лиор Вайсброд из Университета Хайфы в Израиле.
Чтобы выяснить это, Вайсброд собрал 272 зуба мышей из 14 археологических объектов в Израиле, которым насчитывается от 200 000 до 10 000 лет, работая с Томасом Кукки и его коллегами из Национального центра научных исследований Франции.
Они идентифицировали два вида мышей по этим зубам - домашнюю мышь (Mus musculus domesticus) и ее дикого короткохвостого родственника - македонскую мышь (Mus macedonicus), установив, какие территории они занимали с течением времени.
В то время люди, которые ранее были кочевыми охотниками-собирателями, начали поселяться в фиксированных местах в восточном Средиземноморье. Эти люди, называемые представителями Натуфийской культуры, строили каменные дома с очагами и хоронили своих мертвецов.
«Это говорит о том, что натуфийцы преднамеренно «пускают корни», когда хоронят своих предков в определенном месте, - говорит Терри О'Коннор, археолог из Йоркского университета, Великобритания.
Но в то же время они продолжали охотиться и пока еще не научились торговать.
Современная мышь
Чтобы помочь интерпретировать археологические данные, исследователи также изучили поселения масаев в Кении, которые служили образцом жизнеустройства для натуфийцев. В отличие от натуфийцев, масаи не охотники-собиратели, но, что немаловажно, они также не выращивают урожаи.
«У масаев есть скот и они в определенной степени кочевники, но они не являются фермерами, поэтому они дали нам хорошую модель», - говорит Вайсброд.
В поселениях масаев преобладает другая пара мышей: короткохвостая иглистая мышь Вильсона (Acomys wilsoni) и огненная иглистая мышь (Acomys ignites), которая больше подходит для жизни вокруг людей. Огненная иглистая мышь составляла 87% мышей, оказавшихся в населенных пунктах, и только 45% их оказалось среди мышей, которых поймали за пределами населенных пунктов.
Это говорит о том, что у этого длиннохвостого вида есть конкурентное преимущество над иглистой мышью Вильсона в поселениях. Но поскольку масаи живут в поселениях лишь на протяжении части года, соседство с ними огненной иглистой мыши не исключается полностью.
В археологических отчетах домашняя мышь впервые появляется в самых ранних натуфийских поселениях около 15 000 лет назад, сразу же вытесняя короткохвостую македонскую мышь. Но 3000 лет спустя, когда натуфийцы вернулись к сезонному кочевому образу жизни, подобному масаям, македонская мышь вернулась. Однако домашние мыши все еще составляли около 80% мышей, проживающих в поселениях.
Конкурентное преимущество
После этого примерно с 11,5 тысячи лет назад люди начали заниматься сельским хозяйством и стали полностью оседлыми, и короткохвостых мышей снова вытеснили длиннохвостые.
Это свидетельствует о сильной связи между уровнями мобильности человека и долей различных мышей подле него, считает Вайсброд.
«Когда люди ведут оседлый образ жизни, они дают конкурентное преимущество домашней мыши. Как только они возвращаются к кочевому образу жизни, конкурентное преимущество снова смещается в сторону дикой природы, - говорит он. - Если это промежуточный, не очень высокий уровень кочевности или маломобильный образ жизни, вы получаете эту уникальную схему совместного использования среды обитания, где основная часть мышей – домашние и есть некоторое количество диких».
Два аспекта малоподвижного образа жизни, по-видимому, дали домашним мышам преимущество: люди хранили продукты и возле них возникали свалки отходов.
«Конечно же фермерство еще не развито в таких масштабах, чтобы делать внушительные запасы. Однако люди продолжают собирать дикие растения, травы, злаки и хранят их, - говорит Вайсброд. - Чем дольше люди остаются на одном месте, тем больше накапливается мусора. Органический материал будет доступен круглый год и станет постоянным источником пищи для других видов».
Стрессоустойчивость – залог выживания
Мы не знаем, когда род домашних мышей отделился от линии диких мышей, говорит Вайсброд. Также неясно, что позволяет домашним мышам комфортно существовать в населенных пунктах и вытеснять диких мышей. Возможно, их более длинные хвосты увеличивают их ловкость, помогая им избежать опасности, говорит ученый. И они, вероятно, имеют более гибкую диету и могут переносить более высокий уровень стресса, связанный с проживанием в непосредственной близости от людей, которые представляют для них опасность.
О'Коннор считает, что распространенность костей животных в доисторических поселениях предполагает, что ранние поселенцы терпели соседей-грызунов.
«На раскопках участка Чатал Хююк времен неолита, например, распространены отложения мусора, и много мышиных костей, - говорит он. - Похоже, что мыши были обычной частью повседневной жизни, при этом мало свидетельств каких-либо попыток ограничить или побороть их».
Брайан Бойд из Колумбийского университета, Нью-Йорк, говорит, что нам следует избегать ощущения большой похожести масаев и натуфийцев.
«У территорий, которые они населяют, разные условия, народы имеют свою собственную историю, и поэтому их сложные социальные отношения с животными в этих условиях не будут одинаковыми», - говорит он.
Жизнь среди ранних фермеров, возможно, имела много плюсов для мышей, однако, чтобы впервые попробовать сыр, им пришлось ждать не менее 7000 лет.
Но, по крайней мере, в течение первых нескольких тысячелетий это было совершенно беззаботное существование - кошки были одомашнены намного позже, приблизительно 9500-4000 лет тому назад.
Фото: из открытых источников