Байконур, СССР, 1960 год
Что случилось: возгорание топливных баков ракеты перед запуском, сильнейший пожар
Официальная причина: преждевременное включение одного из двигателей ракеты, нарушение мер безопасности
Жертвы: 78-126
Всего за полгода до исторического полета Гагарина на космодроме Байконур произошла ужасная трагедия. Во время испытаний на космодроме произошел внештатный запуск двигателя второй ступени, и пламя прорвало пиромембраны топливных баков. Начался лавинообразный пожар, волны огня расходились во все стороны. Люди горели живьём. Среди погибших был главнокомандующий РВСН, Главный маршал артиллерии М. И. Неделин.
Данные об этом происшествии долгое время были засекречены.
Пожар в ракетной шахте Серси, США, 1965
Что случилось: пожар в закрытой ракетной шахте
Официальная причина: утечка кислорода из-за повреждения гидравлического шланга
Жертвы: 53
В Арканзасе в одной из пусковых ракетных шахт около поселения Серси велись работы по программе модернизации Project YARD FENCE. Один из рабочих случайно повредил резаком гидравлический шланг с горючей жидкостью. Пары распространились по шахте, произошло стихийное возгорание. Сильный пожар унес жизни 53 рабочих. Спастись удалось лишь двоим.
«Союз-1», СССР, 1967 год
Что случилось: космический корабль после входа в атмосферу разбился от удара об землю
Официальная причина: не раскрылся основной тормозной парашют, недоработка технологии или ошибка на производстве
Жертвы: 1 человек
60-е годы прошлого столетия – разгар космической гонки. К тому же, человечество делало такие большие, но все же первые шаги в космосе, и без ошибок было не обойтись.
«Союз-1» с пилотом Владимиром Комаровым вышел на орбиту. Предполагалась стыковка в космосе с кораблем «Союз-2», который планировали запустить позже. Однако у «Союза-1» не раскрылась солнечная батарея и Комарову приказали возвращаться на Землю. Фактически космонавт управлял кораблём вручную: ориентационные возможности аппарата доставляли проблем. Вхождение в атмосферу прошло нормально, однако на последней стадии приземления основной тормозной парашют не раскрылся, а запасной запутался. На скорости 50 м/c корабль влетел в поверхность планеты. У Комарова не было шансов.
Дальнейшее выполнение программы пилотируемых запусков кораблей «Союз» отложили на полтора года, систему торможения испытывали на беспилотных запусках и многократно дорабатывали.
«Аполлон-1», США, 1967 год
Что случилось: экипаж сгорел заживо во время имитационной тренировки в командном модуле корабля
Официальная причина: короткое замыкание, плохо изолированная проводка
Жертвы: 3 человека
Во времена «лунной гонки» между сверхдержавами главнейшим приоритетом была скорость. Американцы очень спешили с реализацией программы «Аполлон», чтобы опередить СССР в высадке на Луну. В 1966 году успешно прошли запуски беспилотных «Аполлонов-1», на конец февраля 1967 года запланировали первые запуски пилотируемой версии аппарата.
Однако спешка принесла проблемы. Модуль был серьезно недоработан, последние приготовления инженеры делали уже перед запуском. В кабину вместо воздуха был закачан чистый кислород. Началась тренировка. Это сопровождалось постоянными неполадками со связью и техникой. Во время очередной проверки датчики зафиксировали короткое замыкание — и уже через 10 секунд в кабине начался пожар. Модуль не выдержал внутреннего давления и лопнул — весь экипаж заживо сгорел.
Трагедия спровоцировала серьёзные меры: все материалы в модуле заменили на негорючие, провода покрыли тефлоном, люк стал открываться наружу.
«Союз-11», СССР, 1971 год
Что случилось: экипаж корабля погиб при входе в атмосферу из-за декомпрессии
Официальная причина: преждевременное открытие вентиляционного клапана, разгерметизация кабины аппарата, недоработка технологии клапанов
Жертвы: 3 человека
Экипаж «Союза-11» возвращался на Землю после миссии на орбите. Внешне все прошло в штатном режиме, однако после приземления космонавты не выходили на связь. Открыв люк аппарата, спасатели увидели, что все члены экипажа мертвы.
Выяснилось, что всему виной декомпрессионная болезнь: на большой высоте произошла разгерметизация корабля, отчего давление резко понизилось до недопустимого уровня. Скафандров в космическом корабле не было. Космонавты не смогли вовремя устранить неполадку — из-за невыносимой боли это было невозможно.
После этой трагедии пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами, из-за чего пришлось уменьшить состав экипажей до двух человека вместо трех. Со временем конструкцию усовершенствовали, и на «Союзах» вновь стали летать тройками.
Катастрофа на космодроме Сичан, Китай, 1996 год
Суть: падение ракеты после запуска на населенную деревню
Официальная причина: повреждение золото-алюминиевой проводки в одном из двигателей
Жертвы: около 100
Во второй половине 1990-х годов Китай приступил к активному развертыванию собственной космической программы. В 1996 году китайская ракета семейства «Великий поход» должна была вывести на орбиту американский спутник связи Intelsat 708. Местом старта выбрали космодром Сичан на юго-западе страны.
Ракета на старте начала крениться, и уже через 22 секунды она упала на деревню недалеко от космодрома. Взрыв и последующий пожар унёс жизни около 100 человек.
Шаттл «Колумбия», США, 2003 год
Что случилось: космический корабль сгорел при входе в атмосферу с полным экипажем на борту
Официальная причина: повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата, игнорирование легких неполадок
Жертвы: 7 человек
1 февраля 2003 года шаттл «Колумбия STS-107» возвращался на Землю после успешной космической миссии. Вхождение в атмосферу шло в штатном режиме, но вскоре датчики температуры стали зашкаливать на аномальных значениях. Центр управления полётами не успел предпринять ничего — в течение нескольких минут объятый пламенем шаттл показался в небе. Гибель разваливающегося на части корабля показали в прямом эфире. Весь экипаж погиб.
Эта трагедия настолько сильно ударила по престижу американской космонавтики. Именно после несчастного случая американцы впервые обратились к России с просьбой о доставке астронавтов на МКС с помощью российских «Союзов».
Фото: из открытых источников