Первый этап реформы, начавшейся в апреле, оказался провальным. Изменения сопровождались жалобами пассажиров и критикой экспертов, на фоне которых профильный вице-губернатор Максим Соколов покинул должность, не дожидаясь окончания первого этапа реформы. К началу второго этапа чиновники обещали устранить причины жалоб, однако этого не произошло. При этом одновременно с началом второго этапа, стартовавшем в июне, городские порталы стали распространять контент в защиту транспортной реформы.
Основной упор сделан на обновление подвижного состава. В рамках транспортной реформы в городе закупают автобусы Volgabus, ЛиАЗ и НефАЗ российского производства, а также белорусские МАЗы. Чиновники сообщают, что транспорт работает на газе, оснащен системами электронной оплаты, розетками и порталами USB. Новые автобусы имеют низкие полы, чтобы родителям с колясками и людям с ограниченными возможностями было легко заезжать.
Районные паблики Санкт-Петербурга публикуют ролики с мнением горожан о новых автобусах, курсирующих по городу. Авторы контента отмечают единодушие пассажиров в оценке, однако за пределами городских ресурсов мнения петербуржцев различаются.
Просторно! Или не очень?
В просмольнинских роликах горожане хвалят простор и удобство новых автобусов.
«Свободно, ноги не надо задирать», - говорит мужчина.
«Очень удобно. Заходишь и сразу садишься, мест всегда хватает на всех», - делится впечатлениями пенсионерка.
При этом многие петербуржцы, напротив, жалуются на тесные и неудобные салоны новых автобусов, в которых много ступеней, мало посадочных мест и сложно расположить ноги.
«Мой рост 168, а ноги не влезают [в пространство между сиденьями]. А если втиснуть, то впереди сидящий будет на меня давить, так как спинка слегка отгибается», — приводит издание «Бумага» жалобу петербурженки по имени Ольга.
Комтранс подтверждает низкую вместимость новых автобусов, поясняя, что это особенность низкопольных моделей. Часть салона занимают надколесные конструкции и другие агрегаты, расположенные над полом. Других низкопольных моделей на рынке нет, пояснили в ведомстве.
Нивелировать тесноту низкопольных моделей можно было бы выведением на улицы большего числа автобусов, однако сейчас их, судя по всему, не хватает. Об этом заявила мундеп МО «Правобережный» Светлана Дмитриева, подчеркнув: вопреки жалобам пассажиров, чиновники «уверены, что транспорта достаточно и больше не надо».
Дмитриева обеспокоена тем, что пассажирам с начала реформы приходится ждать автобусов дольше. На проблему длительного ожидания на остановках обращали внимание также популярные городские СМИ вроде «Бумаги». Тем не менее, в просмольнинских видео пассажиры заявляют, что с началом реформы время в пути якобы сократилось.
«Очень удобные (автобусы – прим.ред.), очень. Лучше, чем маршрутки. Во-первых, они ходят почаще. Для пенсионеров очень удобно, у кого есть социальный проездной», - отмечает пожилая женщина.
Зачем автобусу порталы USB? Пока дождешься своего, телефон садится
В роликах на страницах городских пабликов подчеркивают современность нового подвижного состава. Собеседники хвалят наличие розеток и зарядных устройств, а также возможность оплаты картой.
«Комфортабельные автобусы, технологичные, новые. Приложил карту и поехал», - заявил молодой мужчина.
К сожалению, новая бортовая техника не всегда работает корректно. С начала транспортной реформы и по сей день петербуржцы жалуются на неработающие валидаторы и некорректное списание средств, в том числе сбои в работе пересадочного тарифа. Жалобы петербуржцы оставляют на странице комитета по транспорту в соцсетях и портале «Наш Санкт-Петербург». В комтрансе признавали наличие обеих проблем, отмечая, что работают над их устранением.
Поводом для нареканий стали и порталы USB. Не все из них находятся в рабочем состоянии – нередко разъемы заклеены и даже оставлены с торчащими проводами. При этом пользователи с иронией отмечают - поскольку автобусы ходят намного реже, зарядить телефон в пути стало уже необходимостью.
Болезненный вопрос – увеличение пересадок из-за «оптимизации» маршрутов. Одна из респонденток выложенного в районном паблике видео заявила, что транспортная реформа якобы позволила ей сократить число пересадок.
«Раньше ездила на двух видах транспорта, теперь могу на одном автобусе проехать», - рассказала пенсионерка.
Случай можно назвать редким, так как, напротив, при работе над транспортной реформой чиновники делали упор на увеличение количества пересадок. В этом нет ничего плохого, отмечают эксперты, если пересадки не ведут к денежным или временным потерям, а ожидание транспорта проходит в комфорте. В пример специалисты приводят транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) в Москве, устроенные по принципу «сухих ног».
«Некоторые прямые маршруты (в Санкт-Петербурге – прим.ред.) ушли, и в отдельных случаях это неудобно. Но на самом деле в том, чтобы ездить с одной пересадкой, ничего страшного нет, если пересадочные пункты, такие как ТПУ, комфортно обустроены, что называется, по принципу «сухие ноги», — рассказал директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко.
В Петербурге ТПУ московского образца планируют открыть только через несколько лет, а пока в городе не везде есть даже крытые остановки. Таким образом, о комфорте не приходится и говорить.
Зато красивые!
Наконец, в роликах Смольного хватят автобусы за то, что они новые. Горожане отмечают, что пользоваться техникой «только что с конвейера» приятно.
«Мне очень нравятся, чистенькие, приятно даже сидеть в нем, когда едешь», - отмечает женщина.
«Красивый. Цвет приятный», - отзывается об автобусе юноша.
С этим сложно спорить, учитывая недовольство горожан содержанием старого автопарка. Петербуржцы давно жаловались на пыльные автобусы и ржавые трамвайные салоны, требуя отмыть и обработать городскую технику.
Ранее горожане выразили недовольство роликами с отзывами о транспортной реформе на страницах правительства города. Как отмечают петербуржцы, Смольный публикует лишь положительные мнения, не желая слышать реальные отзывы пассажиров.