Главное сегодня

Новости дня

Все новости дня
Политика

Евромошенники зарабатывают на заблокированных активах РФ: как Центробанк ответит Euroclear?

Юрист Палюлин: Иск ЦБ – это сигнал о готовности к тотальной финансовой конфронтации

Больше новостей в сюжете: Санкции и контрсанкции

Центробанк направил в столичный Арбитражный суд ходатайство о рассмотрении в закрытом режиме иска к бельгийскому депозитарию Euroclear, в котором хранится большая часть заблокированных активов России. Представители регулятора заявили, что Euroclear действует незаконно, лишая возможности ЦБ распоряжаться собственными финансами.

Евромошенники зарабатывают на заблокированных активах РФ: как Центробанк ответит Euroclear?
Фото: Коллаж RuNews24.ru

В комментарии RuNews24.ru преподаватель кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Университета «Синергия», владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры» Антон Палюлин пояснил, что иск Центробанка РФ к Euroclear не является попыткой вернуть средства. Это демонстративный ответный удар по самой основе западной финансово-правовой системы, которую Запад попытался использовать не только как орудие давление, но и буквально как оружие, направленное против российских солдат и добровольцев, действующих в рамках специальной военной операции.

Рассматривать данное дело в рамках исключительно арбитражного процесса бессмысленно. Решение по иску на 18 трлн рублей, даже если оно будет принято в полном объеме, практически неисполнимо в текущих условиях. Его истинная цель иная.

«Начать следует с того, что, когда речь заходит о замороженных активах, создается ложное впечатление симметрии: словно бы каждая сторона заблокировала чужое имущество в ответ. На деле же речь идет о совершенно разных по природе, стоимости и экономической значимости активах».

Со стороны ЕС заморожено около 210 млрд евро российских активов, и подавляющее большинство из них – 180–193 млрд евро – сосредоточены в бельгийском клиринговом доме Euroclear. Это не заводы, не станки и даже не акции частных компаний. Это в основном государственные ценные бумаги и облигации, принадлежащие Центральному банку России. Формально они «заморожены», но на деле продолжают приносить доход: только в 2024 году Euroclear получил почти 7 млрд евро процентов от инвестирования этих средств, а за первые шесть месяцев 2025 года – ещё 2,7 млрд евро. Таким образом европейская финансовая инфраструктура не просто хранит российские активы, она активно зарабатывает на них, не спрашивая мнения собственника.

Совершенно иная картина с активами ЕС в России. Здесь речь идет не о виртуальных цифрах на электронных счетах, а о реальных предприятиях: заводах, офисах, складах, оборудовании, технологических линиях и рабочих местах. После введения санкций российские власти перевели имущество европейских компаний на специальные счета, фактически ограничив их распоряжение активами. Но эти активы не ликвидные облигации, которые можно сбыть в течение одного биржевого дня, а материальные, трудно реализуемые объекты, которые невозможно быстро продать или конвертировать в наличность без ущерба для бизнеса. При этом точные объемы европейских активов в России неизвестны.

«Юридически, это создание полноценного встречного обязательства. Евросоюз, замораживая активы, ссылается на свой «публичный порядок», который был установлен в одностороннем порядке на основании Регламента Совета (ЕС) № 833/2014 от 31 июля 2014 года. Ещё тогда в одностороннем порядке ЕС нарушил принципы международного права и основные положения договорного права, остающиеся незыблемыми ещё со времён древних римлян для всей романо-германской правовой семьи, а именно: «pacta sunt servanda» (договоры должны исполняться) и «audi alteram partem» (выслушай другую сторону), введя экстраординарные ограничения без надлежащего судебного разбирательства и возможности для защиты. Самым, пожалуй, вопиющим нарушением стал запрет на предоставление в странах ЕС юридических услуг российским лицам, что лишило их возможности защищать свои права. При этом представитель Euroclear свободно защищает права своего доверителя в Арбитражном суде Москвы».

Иск ЦБ – это сигнал о готовности к тотальной финансовой конфронтации. Решение ЕС от 12 декабря о бессрочной заморозке активов, но с отказом от их прямой конфискации в пользу кредита Украине, показательно. Оно демонстрирует пределы готовности Брюсселя: они понимают катастрофические последствия прямого грабежа (а открытое хищение чужого имущества – это действительно грабёж) для доверия к евро и своей финансовой системе. Иск ЦБ, фактически оценивающий ущерб в полную стоимость замороженных активов, демонстрирует, что Россия не станет пассивно наблюдать за попытками использования российского имущества против российской армии.

Автор: Павел Климов

Читайте нас в телеграм
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.Согласен