Заявления Владимира Зеленского о готовности провести выборы в течение 100 дней после урегулирования конфликта выглядят скорее очередным маневром, нежели реальным планом. Как отмечают украинские источники, решение о выборах было озвучено из-за давления Дональда Трампа, который критиковал отсутствие демократических процедур в Киеве. В комментарии RuNews24.ru политолог, член Экспертного клуба «Дигория» Дмитрий Матюшенков заявил, что цена такого шага для Зеленского колоссальна: в сложившейся ситуации выборы для главы киевского режима, очевидно, закончатся поражением.
«Референдум по территориям, предложенный Зеленским, также позволяет ему снять с себя ответственность: в случае уступок по Донбассу или Крыму результаты можно приписать воле народа, оправдав тем самым территориальные уступки».
Эксперт пояснил, что готовность Киева отказаться от вступления в НАТО в обмен на гарантии безопасности от США и ЕС — один из самых болезненных пунктов переговоров. После 2022 года членство в альянсе для Украины стало практически невозможным из-за риска эскалации с Россией. Однако Украина пытается в очередной раз подменить понятия, фактически требуя предоставления тех же самых гарантий.
«Проблема в том, что США и ЕС не готовы предоставить такие гарантии, а устные обещания легко могут быть пересмотрены при смене администраций в Вашингтоне или Европе. Киев должен осознать, что лучшей гарантией его безопасности, как и безопасности Европы, является его демилитаризация, а не попытка в очередной раз решить проблемы с помощью силы и оружия».
Матюшенков подчеркнул, что основной камень преткновения — судьба Донбасса и юга Украины. Позиция России здесь очень проста: Донбасс и Крым — «железобетонно» российские территории. И от скорости признания этого факта зависит скорость переговорного процесса.
«Внутри Евросоюза, который является одним из главных союзников Украины, тоже нет единства. Германия и Франция настаивают на поддержке Украины, но Венгрия, Словакия и Италия блокируют ключевые решения — от использования замороженных российских активов до ускоренного вступления Киева в ЕС».
При этом ЕС продолжает требовать от Киева реформ в обмен на помощь, одновременно избегая прямых гарантий безопасности. Такая позиция создает иллюзию поддержки, но не решает ключевых проблем Украины.
