Этот год выдался сложным для банковской системы — около сотни банков остались без лицензии, причем, под раздачу попали как небольшие кредитные организации, так и крупные банки, которые помогали развиваться российской экономике.
Взять, к примеру, банк ВПБ и его проекты: построенный с нуля клинкерный комплекс и заводы в Чувашии, которые, к слову, продолжают на сегодняшний день успешно функционировать, показались Центробанку нереальными.
А ведь еще в начале года заместитель председателя Центрального банка России Александр Торшин лично посетил с рабочим визитом предприятия в Чувашии, построенные при финансовой поддержке Банка ВПБ, и, как рассказывают очевидцы, остался ими крайне доволен. К слову, банк никогда не скрывал своей деятельности и организовывал регулярные пресс-туры на инвестпроекты банка, в которых побывали и корреспонденты портала BANKDIRECT.PRO. Журналисты видели работу заводов, что называется, своими глазами.
Что же было не так с Военно-промышленным Банком? Ведь он идеально подходил под все критерии, которые не раз называли представители ЦБ и АСВ: у банка была действующая лицензия на проведение банковских операций, место в ТОП-100 в банковской системе, реальные кредитные и депозитные договоры. Отстаивая свою правду, банк пытался вести борьбу с Центробанком через суд, но итог оказался плачевным — 7 декабря банк был признан банкротом. А за «нереальные» проекты расплачиваются вполне реальные вкладчики, которые до сих пор не видят своих вкладов в реестре.
АСВ на страже денег, но не ваших
«Защита финансовых интересов граждан является одной из важных социальных задач государства», — так гласит подпись на сайте Агентства по страхованию вкладов, выступающего гарантом безопасности средств российских вкладчиков. Но последние события на банковском рынке заставили усомниться каждого клиента банка в надежности системы.
Дело в том, что в результате непродуманной политики по отзыву лицензий пострадали вкладчики многих банков. Дольше всех милости от АСВ дожидаются бывшие клиенты АРКС Банка — свои деньги вкладчики не могут получить с середины июля (то есть уже почти полгода). На втором месте по антирекорду стоят клиенты Росинтербанка — они ждут страховых выплат с сентября.
Так собирается ли АСВ вообще возвращать средства?
Игры реестров
Проблемы с выплатами, напомним, начинаются при составлении реестра. Где «теряются» верные данные, теперь уже не разобраться, однако, вкладчики, как правило, обращаются в АСВ с первичными документами — договорами вкладов и приходно-, расходно-кассовыми ордерами — на основе которых госкорпорация вполне может восполнить недостающие данные.
Но по каким-то причинам, которые Агентство не поясняет, этого не делается. В результате тысячи людей встречают новогодние праздники без денег, обивая пороги АСВ.
Мороз и солнце — день платежный
Вкладчики банков в недоумении задаются вопросом: почему АСВ не возвращает деньги? Несколько недель люди терпеливо выполняли все предписания АСВ — принесли необходимые документы, обратились в банки-агенты, строчили заявления о несогласии с размером выплат и ждали, ждали.
Затем вкладчики стали писать о своей беде на форумах, создавать группы из пострадавших и делиться успешным или неудачным опытом. Когда терпение людей было на исходе, они стали писать коллективные жалобы на работу Агентства, но и это не возымело должного эффекта — реакции от АСВ по-прежнему не было.
Тогда бывшие клиенты сразу нескольких банков объединились и организовали встречу с представителями АСВ с целью прояснить свое положение и потребовать вернуть им застрахованные государством деньги. Причем, вкладчики не хотели усложнять жизнь себе и Агентству, поэтому собрали инициативную группу, которая назначила личную встречу с директором департамента страхования банковских вкладов АСВ Алексеем Абрамовым 22 ноября.
Однако, в АСВ не были рады гостям: на входе людей встретили баррикады и кордон охраны. Сотрудники Агентства заявили, что пропускать людей будут только по спискам, которые были сформированы накануне вечером, и пройдут не более пяти человек.
После этого, собравшиеся логично предположили, что АСВ читает форумы, где вкладчики делятся своими переживаниями, и подготовились к встрече соответствующе — выделили наиболее лояльных к ситуации людей, чтобы они не задавали неудобные для Агентства вопросы.
«Условия встречи были переиграны в последний момент. Накануне вечером туда попали отдельные люди, которые могут там решать свои личные проблемы. Гарантий, что они будут выступать в интересах всех вкладчиков нет», — заявила на пороге одна из активисток Алла Новикова.
Позже, на форумах, связанных с ВПБ, люди даже вычислили среди подписчиков представительницу АСВ, которая под видом пострадавшей вкладчицы выясняла настроения в массах и передавала их в агентство.
Скажете, что это похоже на детективный сериал? Еще бы! У АСВ нет времени рассмотреть заявления вкладчиков, зато есть время организовывать с ними закрытые встречи, куда не пускают независимых журналистов, и искать своей работе тысячу оправданий.
Тысяча сказок АСВ
Хотя представители АСВ признают, что с выплатами вкладчикам немного (от 2,5 до 6 месяцев!) затянули, но при этом свою ответственность в этом не признают, ссылаясь сразу на несколько факторов.
Как пояснили на последней встрече с вкладчиками представители АСВ, сроки по выплате страхового возмещения пропущены исключительно из-за работы временной администрации, которая представлена сотрудниками ЦБ. Но Алексей Абрамов уверил, что вскоре представителей ЦБ заменят работники Агентства, что должно значительно ускорить работу.
Кроме того, по словам Абрамова, в несвоевременных выплатах виноваты и сами вкладчики, которые дублируют заявления о несогласии с суммами вклада (ЗОН) и «жалуются». Так как для приема и рассмотрения таких заявлений задействованы те же сотрудники, которые занимаются жалобами, они тратят лишнее время на ответы на жалобы от населения. То есть, люди не только не видят своих «гарантированных» выплат месяцами — жаловаться они тоже права не имеют из-за того, что в АСВ неэффективно выстроена работа?
Кроме того, Абрамов не пояснил, каким образом нужно подавать заявления, если каждый раз, когда вкладчики обращаются в банк-агент, им на руки выдается неверная сумма. Вот одна из таких историй:
«Складывается впечатление, что сотрудники АСВ крайне небрежно относятся к своим обязанностям, если только нет предписания валять дурака и тянуть как можно дольше с выплатами. Первое посещение банка агента: выплата символической суммы вместо вклада, первое оформление ЗОН. Поездка в банк — оформление заявления о не снятии сумм с вклада. Второе посещение банка агента: Выплата первоначальной суммы вклада без начисленных процентов примерно за полтора года (вклад был с капитализацией). Второе оформление ЗОН. Такое можно вытворять только умышленно, вообще не заглядывая в документы, либо по устному распоряжению руководителя», — возмущается один из вкладчиков банка на форуме.
Что же остается человеку, когда ему выдают сумму гораздо ниже той, которая была на вкладе? Смириться и «простить» АСВ невыплаченные деньги? Ведь никто не знает, откуда берутся те или иные суммы и каким образом они формируются — АСВ хранит гробовое молчание.
Представители АСВ не горят желанием объясняться с вкладчиками, которые до сих пор не увидели своих денег. Очередная попытка встретиться с директором департамента страхования банковских вкладов АСВ Алексеем Абрамовым сегодня чуть не закончилась неудачей, но вкладчикам удалось перехватить «глас АСВ».
Лично нашему изданию Абрамов комментировать ситуацию отказался, заявив, что с журналистами общаться не будет. Но в окружении недовольных вкладчиков господин Абрамов заявил, что работа по выплатам активно ведется и раздал свежую порцию обещаний.
«На сегодняшний день выплат ожидают 1,5 тыс. человек. 500 человек должны получить „счастливые СМС“ на этой неделе. Оставшаяся 1000 на следующей», — пообещал вкладчикам Абрамов.
При этом в АСВ подчеркивают, что суммы, скорее всего, снова не будут совпадать. Представители Агентства продолжают считать положенные проценты по вкладам.
«Второй раз ЗОН писать не надо, все документы у нас. Мы все выплатим. Чуть позже придет еще одна СМС с приглашением на получение выплаты», — подчеркнул Абрамов.
Но получается, что без повторного заявления у АСВ не будет официального повода корректировать сумму страховых выплат. Фактически, вкладчикам предлагают просто верить в то, что свои деньги они получат до Нового года.
Храните деньги в сберегательной кассе
Намек о том, где людям хранить свои деньги, более, чем очевиден — в госбанках, у которых точно не отзовут лицензию. Антимонопольный закон, здоровая конкуренция на рынке, забота о вкладчиках — все это оказывается неважным, когда в игру вступает Центробанк и АСВ.
Правда, пока топовые банкиры зарабатывают миллиарды долларов в год, вклады в их банках еле-еле покрывают инфляцию, не говоря уже о возможности «приумножить» сбережения. Ситуация дошла до абсурда: появляются альтернативные пути — некоторым бывшим вкладчикам из банков с недавно отозванными лицензиями стали поступать звонки из инвесткомпаний с предложением вложить средства в проекты, причем абоненты точно знали суммы вкладов. Откуда у посторонних людей появилась такая информация — неизвестно, ведь сейчас ей владеют только АСВ и временная администрация банка.
В Новый год без денег
Несмотря на то, что лед тронулся и выплаты вкладчикам медленно, но идут, своих денег ждут еще тысячи клиентов разных банков.
На официальном сайте Агентства сказано, что до 31 декабря предполагается завершить восстановление основного объема записей о вкладах, после чего завершить реализацию мер по восстановлению прав на проценты по вкладам. Это значит, что новогодние праздники вкладчики будут встречать без денег.
Об этом свидетельствуют и слова нескольких вкладчиков, которые заявили корреспонденту портала BANKDIRECT.PRO, что сейчас запись личных встреч с руководством АСВ по вопросам выплат ведется на конец января, так как декабрь уже весь расписан.
Что же делать тем вкладчикам, которые еще не получили свои деньги? Наверное, только писать письма Деду Морозу — может, от него денег можно дождаться быстрее?
Источник: BANKDIRECT.PRO