В комментарии RuNews24.ru эксперт по социально-экономической политике Яков Якубович пояснил, что рост задолженности до 3,26 трлн рублей можно назвать комплексным симптомом, в котором сочетаются как позитивные изменения в администрировании, так и серьезные макроэкономические вызовы для бизнеса.
1. Основные факторы роста налогового долга
«Помимо озвученных экспертами причин (главным образом, повышение эффективности администрирования), на рекордный объем задолженности влияет комплекс системных и внешних факторов».
- Системные (административные) факторы:
- Внедрение Единого налогового счета (ЕНС) и аналитических систем (например, АСК НДС-3) кардинально повысило прозрачность операций и автоматизировало контроль. ЕНС консолидировал все платежи, что упростило учет. При этом автоматизировано взыскание, что позволило налоговой службе на 25% увеличить поступления от мер взыскания.
- Пресечение «серых» схем: Анализ Big Data и косвенные методы контроля (например, соотношение выручки и логистических расходов) резко снизили возможности для уклонения.
- Изменилась структура долга. Важно понимать, что из 3,26 трлн руб. только около 1,2 трлн составляет недоимка. Остальное — это начисленные пени и штрафы.
- Активное применение мер субсидиарной ответственности к владельцам и руководителям компаний-должников.
- Внешние и макроэкономические факторы:
- Дефицит ликвидности. Рост производственных издержек и высокая стоимость заемных средств снижают возможности компаний своевременно платить налоги. По некоторым оценкам, около трети бизнеса работает с убытками.
- Рост цен формально увеличивает налогооблагаемую базу, но реальные доходы бизнеса и граждан могут не успевать за этим ростом, создавая кассовые разрывы.
- Долгое удержание ставки на уровне 21% привело к взрывному росту пеней (1/300 ставки ЦБ за день просрочки), превращая даже небольшую просрочку в крупный долг.
- Ужесточение налогового законодательства: планируемое повышение НДС и расширение круга плательщиков также создает дополнительную нагрузку на бизнес.
«В то же время следует отметить высокое давление на бизнес. Жесткие меры (блокировка счетов, субсидиарная ответственность) в условиях экономических трудностей могут довести до банкротства даже жизнеспособные компании, особенно в низкомаржинальных отраслях».
Однако ФНС акцентирует, что корректнее оценивать не номинальный объем долга, а его отношение к налоговым поступлениям. Этот показатель снизился с 6,1% в 2023 году до 5,4% в 2025. Также ведомство предлагает гибкие механизмы (рассрочки, реструктуризации) для добросовестных должников. Ключевой вопрос — насколько эти инструменты доступны на практике.
«При росте долга возникает вопрос о перспективах его взыскания, которые зависит от корректности начислений, перспектив оспаривания сумм со стороны плательщиков и взыскания».
Значительная часть долга (пени и штрафы) может оспариваться в суде, если начислена с учетом высокой ключевой ставки.
Государство намерено активно работать над возвратом средств, комбинируя жесткие и мягкие меры.
- Для бизнеса: Акцент на адресной работе с крупными должниками, бесспорном взыскании, блокировке счетов и процедурах банкротства.
- Для физлиц: С 1 ноября 2025 года введен упрощенный внесудебный порядок взыскания. Если требование не оспорено в течение 7 дней, ФНС может списать долг напрямую со счетов, включая цифровые рубли.
Реальному возврату, однако, скорее всего, подлежит, в первую очередь, базовая недоимка (1,2 трлн руб.), а не вся сумма начисленных санкций.
Каково же влияние роста налогового долга и принимаемые ФНС меры на бизнес и граждан?
С точки зрения влияния на бизнес рост фискальной нагрузки и риска санкций снижает инвестиционную активность и повышает склонность к консервации средств. Для малого и среднего бизнеса, на который приходится около 23% долга, давление наиболее чувствительно.
«Что касается граждан, то внедрение внесудебного взыскания упрощает для государства процедуру списания долгов, что повышает риски для финансовой автономии граждан. Неисполнение обязательств грозит ограничением на выезд за границу и другими неприятностями».
Дефицит федерального бюджета за 9 месяцев 2025 года составил 3,8 трлн рублей. Даже при успешном взыскании всей недоимки (1,2 трлн руб.) покрыть дефицит только за счет этого невозможно. Однако эти средства являются важным источником для его сокращения, снижая потребность в новых заимствованиях.
Каковы же риски, связанные с высоким долгом?
- Вероятные банкротства бизнеса - наиболее вероятный и серьезный риск, особенно для убыточных компаний и секторов с низкой маржой.
- Снижение деловой активности: страх перед налоговыми рисками и ужесточение условий могут привести к сворачиванию инвестиционных программ.
- Рост социальной напряженности: банкротства бизнеса ведут к росту безработицы и снижению доходов населения.
- Стимулирование теневой экономики: чрезмерное давление может подтолкнуть часть бизнеса в «тень» в поисках выживания.
- Усиление роли крупного бизнеса в экономике: мелкие компании имеют меньше ресурсов для налогового планирования и оспаривания претензий, что может усилить рыночную концентрацию.
Эксперт подчеркнул, что рекордная налоговая задолженность — зеркало, в котором отражаются успехи цифровой трансформации ФНС и одновременные макроэкономические трудности. Задача властей — найти тонкий баланс между фискальными интересами и необходимостью сохранить жизнеспособность бизнеса — ключевого источника будущих налоговых поступлений и экономического роста.
