В комментарии RuNews24.ru эксперт по социально-экономической политике Яков Якубович напомнил, что министр отметил внимание американского руководства к европейским газопроводам, включая «Северные потоки», «Турецкий поток» или украинская газотранспортная система. Соединённые Штаты пытаются использовать всё многообразие инструментов, однако при этом неизменными остаются санкции, тарифы и, разумеется, политическое давление.
Штаты действительно на протяжении последних десятилетий активно применяют финансовые и технологические рестрикции в отношении стран и даже конкретных международных проектов.
История с «Северным потоком — 2» — это всего лишь самый известный пример. Таким образом команда «гегемонов» в Белом доме хочет напрямую влиять на выбор маршрутов и поставщиков энергоресурсов. По сути Вашингтон самостоятельно определяет, кто и что окажется на глобальном рынке.
Штаты превратились в довольно массивного игрока на современной энергетической карте мира.
«Благодаря технологической революции в добыче сланцевых углеводородов, они нарастили экспорт сжиженного природного газа и теперь объективно заинтересованы в том, чтобы их газ находил покупателей. Это меняет традиционные логистические цепочки, которые складывались десятилетиями. Добавьте к этому мощное военное присутствие США в ключевых точках мира — на Ближнем Востоке, в Восточной Азии, вдоль основных морских путей. Такой инструментарий, безусловно, позволяет влиять на безопасность транспортных коридоров».
Тем не менее, как пояснил эксперт, ситуация не так однозначна.
Во-первых, многие изменения на энергетическом рынке объясняются не столько чьей-то злой волей, сколько объективными процессами. Технологии оказывают на ситуацию очень мощное влияние, стоит также учитывать сланцевую добычу и изменения в конъюнктуре. Чтобы грамотно адаптироваться к рынку, важно искать новые решения.
Во-вторых, установить тотальный контроль над глобальным энергетическим рынком очень сложно, поскольку эта структура слишком велика. Конечно, логично, что саудиты и другие страны ОПЕК+, а также Россия, Катар, Австралия стремятся отстаивать собственные интересы, отказываясь уходить с ключевого рынка или подчиняться воле хозяина Овального кабинета.
В-третьих, основные потребители энергоресурсов — ЕС, КНР, Индия, Япония — выбрали для себя рациональный путь энергетической политики. Сейчас они занимаются диверсификацией поставки, чтобы избежать экономической ловушки — прямой зависимости от поставщика, который вдруг может стать единственным.
«Это элементарная страховка, которая работает против любой монополии, будь то американская, российская или чья-либо еще».
По словам Якубовича, нельзя также забывать и о том, что мир постепенно уходит от углеводородной зависимости. Бюджет РФ, который еще в начале 2000-х почти наполовину определялся уровнем доходов от нефтегазовой сферы, снизил зависимость до одной четверти.
В условиях тотального контроля над энергорынком со стороны одного игрока доступ к энергии станет «экономической кувалдой» — инструментом принуждения. Любой сбой способен спровоцировать глобальный кризис, что в итоге неизбежно приведет к росту цен для простых граждан.
Всё это вынуждает сильных игроков рынка искать то, что можно будет противопоставить напору Вашингтона. Россия, обладающая крупнейшими запасами углеводородов, может пойти по пути переориентации своих потоков на страны Востока, Китай, Индию. Китай, в свою очередь, с помощью проекта «Один пояс — один путь» может найти альтернативные логистические маршруты, которые не будут зависеть от морских путей, находящихся под «присмотром» Пентагона. Вместе с тем объединения БРИКС+ и ОПЕК+ в состоянии координировать позиции для усиления переговорных возможностей на ключевом рынке.
«Мир, судя по всему, движется к более сложной, многополярной модели в энергетике, где ни у кого не будет абсолютного доминирования».
Эксперт также пояснил, что и внутри американского руководства сейчас нет единства по вопросу о том, стоит ли добиваться глобальной гегемонии в энергетике любыми способами.
Москве в этой игре важно достичь состояния стратегической автономии, чтобы создать такую экономику и систему международных связей, которые смогли бы выдержать удары из вне.
По словам Якова Якубовича, добиться этого можно с помощью диверсификации экономики и партнеров, создания собственных финансовых и технологических систем, новой роли в энергетике и развития технологий будущего, и, конечно же, дипломатии.
Эксперт подчеркнул, что успех будет зависеть от способности грамотно и эффективно воспользоваться внутренними ресурсами, предложить партнерам и взаимовыгодные варианты сотрудничества. Важно найти баланс между амбициозными целями и реальными возможностями.
