Главное сегодня

Новости дня

Все новости дня
Авто

Названы причины ухода китайских автопроизводителей из России

Стало известно, почему автопроизводители из КНР покидают Россию

Причины ухода китайских автоконцернов с российского рынка стали очевидны. За периодом бурного увеличения продаж последовал резкий спад. В недавнем прошлом Россия была одним из наиболее прибыльных рынков для китайских компаний, однако, по данным CarNewsChina, в 2025 году ситуация кардинально изменилась. Объем поставок новых автомобилей из Китая в Россию за период с января по сентябрь составил всего 357 700 единиц, что на 58% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Названы причины ухода китайских автопроизводителей из России
Фото: Рамиль Ситдиков, источник: ria.ru

В результате подобного падения, Россия переместилась с первой на третью позицию в списке крупнейших рынков сбыта для китайской автомобильной промышленности. В настоящее время лидерами являются Мексика (410 700 автомобилей) и Объединенные Арабские Эмираты (367 800 автомобилей).

Точкой перелома стало увеличение утилизационного сбора на импортируемые автомобили осенью 2024 года на 70–85%. Например, уплата за автомобиль с объемом двигателя 2–3 литра старше трех лет теперь составляет 2,37 миллиона рублей, в то время как ранее составляла 1,3 миллиона рублей. В январе 2025 года также произошел рост импортных пошлин до 20–38%, что лишило китайские автомобили их ценового преимущества.

Усугубил ситуацию и факт прекращения работы «серых» схем импорта через Казахстан, которые позволяли оформлять новые автомобили как бывшие в употреблении. Закрытие этой лазейки произошло в апреле 2024 года.

Дополнительным фактором ухудшения ситуации стал экономический спад в России. Из-за ключевой ставки, достигшей 21%, ставки по автокредитам выросли примерно до 30% годовых. Средняя стоимость автомобиля увеличилась до 3,35 миллиона рублей (более 40 тысяч долларов), что привело к существенному снижению спроса.

Как следствие, продажи новых автомобилей за девять месяцев 2025 года уменьшились на 25%, составив 1,014 миллиона единиц. Китайские бренды реализовали 576 тысяч автомобилей, что практически вдвое меньше, чем годом ранее.

На фоне этих значительных изменений, автомобильные компании начали сокращать свое присутствие в стране. В первом квартале 2025 года было закрыто 274 дилерских центра, из которых 213 (около 80%) принадлежали китайским брендам. Ведущие производители снижают масштабы своей деятельности. Chery, в частности, заявила о намерениях сократить свое присутствие из-за снижения прибыли после повышения утилизационного сбора, уже осуществила продажу части активов и планирует постепенно покинуть российский рынок к 2027 году.

Ранее сообщалось о том, что три модели гибридных кроссоверов от китайского бренда Lixiang (Li Auto) успешно прошли сертификацию на территории России. Напомним, что в России старые «Нивы» продают по цене новых внедорожников.

Автор: Никита Орлов

Читайте нас в телеграм
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.Согласен