В 2002 году вся Москва буквально помешалась на щедро разрекламированном мюзикле «Норд-Ост». Критики хвалили, билеты на спектакль разлетались как горячие пирожки.
Ольге Бадсон-Черняк буквально чудом удалось ухватить парочку. Они с мужем недавно расписались, и молодая жена стремилась почаще вместе с супругом выходить куда-нибудь в люди.
Ольга Бадсон-Черняк. Кадр телепередачи канала «Спас»
Но с утра 23 октября Ольга проснулась с откровенно плохим настроением. Без причины. Может, погода? Ей хотелось остаться дома и не ходить ни на какой мюзикл, но не пропадать же билетам.
В общем, отправились. Спектакль оказался не аховым, молодые супруги кое-как отсидели первый акт. Во время антракта даже собирались уйти, но взыграло пресловутое «мыжзаплатили», и они решили остаться до победного конца…
Когда за спиной раздался резкий звук автоматных выстрелов, весь зал решил, что это часть шоу и заработали какие-то спецэффекты. Ну наконец-то хоть что-то интересное!
А потом по залу покатились гранаты, в фойе прогремели взрывы и в зал ворвались террористы с оружием.
Захват террористами театрального центра на Дубровке
«На всю жизнь я запомнила звук отклеивающегося скотча, которым шахиды приматывали пластид, - рассказала Ольга изданию МК. – Мы там оказались обложены по полной программе».
Выжившие посетители «Крокус Сити Холла» пережили чуть менее двадцати минут ада. Для заложников театрального центра на Дубровке преисподняя растянулась на долгих три дня.
В течение этих бесконечных дней заложники пытались придумать хоть какой-то путь к спасению. Ольга Бадсон-Черняк, пока была возможность, передавала с помощью смсок «на волю» важную информацию о ситуации: сколько террористов, где располагаются, как много оружия, взрывчатки в поле зрения… Грела надежда, что скоро их спасут. Потом террористы отобрали у всех мобильники.
А еще заложники прятали стеклянные бутылки из-под кока-колы и потихоньку отламывали подлокотники рассчитывая, что удастся вырубить захватчиков. При любой возможности они выясняли у билетерш, какие выходы ближе, чтобы успеть метнуться туда. И продолжали молиться, потому что ничего другого не оставалось.
Захват террористами театрального центра на Дубровке
Через три ночи террористы начали расстреливать заложников. И спецслужбы решились на штурм.
«Когда по полу во второй раз покатилась граната, мы уже знали, в какую сторону надо ползти. Вот только нам было невдомек, что вокруг все заминировано и по периметру тоже находятся террористы», - объяснила Ольга.
Нервно-паралитический газ, который спецслужбы пустили в зал, стал для заложников спасением и в то же время убийцей. Ольга Бадсон-Черняк объясняет, что не повезло тем, кто запрокинул голову вверх: язык запал и люди задохнулись. Она с мужем оказалась в числе «счастливчиков», которые опустили головы. Они выжили.
Однако пережили клиническую смерть.
«Нас оттуда привезли в автобусе вместе с трупами. Мужа в реанимацию Склифосовского, меня в 13-ю государственную клиническую больницу».
В общей сложности в театральном центре на Дубровке от рук террористов и из-за отравления ядом по официальным данным погибли 130 человек. Общественная организация «Норд-Ост» озвучила цифру 174 человека.
Освобожденная женщины без сознания
Фото: Sunday Telegraph / Джастин Сатклифф.
Выжившие в «Норд-Осте» еще минимум полгода выходили из шокового состояния. Многие уцелевшие получили разные степени инвалидности.
Ольга долго не могла поправить свое здоровье: показатели печени превышали норму в семнадцать раз!
Но тяжелее всего было излечить душу. Кому-то, не без помощи родных и психиатров, удалось восстановиться спустя несколько лет, а кто-то застрял в тревожном состоянии на десятилетия.
Ольга еще долгое время не могла заставить себя пойти в людное место. По телевизору смотрела только передачи про животных. Постепенно и это удалось преодолеть, хотя до сих в торговых центрах, кинотеатрах, в любых помещениях она продолжает отслеживать места, в которых можно было бы спрятаться, и запасные выходы.
Фото: из открытых источников
И вот что прискорбно: несмотря на все произошедшее запасные выходы чаще всего практически везде оказываются закрыты. На окнах решетки, у выходов заборы и ограждения.
Помнится, после трагедии в «Зимней вишне» всем торговым центра страны было предписано перенести детские развлекательные площадки и фудкорты на первый этаж. Но ТЦ, которые поспешили исполнить это требование, в стране днем с огнем не сыщешь.
Оно и неудивительно. Ведь развлечения, кинотеатры и «едальни» оборудуют на самых верхних этажах не просто так, и исключительно ради экономической выгоды. Люди, которые туда понимаются, нередко поддаются соблазну по пути зайти в какой-нибудь магазин. Отказываться от этого хитрого маркетингового хода никто не собирается. Даже ценой жизни людей.
Фото: из открытых источников
«Когда происходит очередная трагедия, об этом безобразии поговорят пару недель, а потом опять забывают, - печально констатирует Ольга Бадсон-Черняк. – До следующей беды».
Вот и в «Крокус Сити Холле» людям приходилось выламывать двери и заборы, чтобы спастись.
С момента захвата заложников в театральном центре на Дубровке прошел 21 год. Ольга признается: с тех пор каждая трагическая страница жизни страны отражается болью в ее сердце.
Ей не надо объяснять, как тяжело сейчас приходится тем, кто потерял в страшной трагедии в «Крокус Сити Холле» своих близких, и тем, кто сумел выжить.
Ольга Бадсон-Черняк
В настоящий момент Ольга помогает онкологическим пациентам. Среди ее подопечных оказалась женщина, которая некоторое время назад собралась приехать в столицу на лечение. Заодно она решила сходить на концерт своей любимой группы «Пикник». Даже билеты уже купила. Но записаться в медучреждение на нужный день ей не удалось, поездку пришлось перенести. Тогда женщина подарила билеты своим тете и дяде. Погибли оба.
Сейчас племянница, которая чудом избежала смерти и, как ей кажется, своими руками отправила на тот свет родных людей, пребывает в шоке. Разумеется, окружающие, в том числе Ольга Бадсон-Черняк, стараются ее поддержать. Однако бывшая заложница «Норд-Оста» не устает повторять, что никакие слова поддержки, к сожалению, не способны уменьшить боль от утраты близкого человека.
«Могу сказать только одно: пусть сейчас в это сложно поверить, но время на самом деле лечит. Понимание этого позже обязательно придет».
Фото ФСБ РФ
А еще Ольга подчеркнула, что для них, выживших в «Норд-Осте», было крайне важно, что спецслужбы нашли и уничтожили преступников. Всех: кураторов, исполнителей, заказчиков.
«Я уверена, что и в этот раз от возмездия не уйдет никто», - подчеркнула она.