Процесс, тем самым, запущен. В чем же важность такого начинания для развивающихся стран и для России?
Американцы – лишь четвёртые
Сейчас все биржевые индексы (а, следовательно, и конечная цена для покупателей) на зерно формируются в Америке и Европе. В США бал правит CME Group (группа Чикагской товарной биржи), в Европе – французская MATIF. Благодаря им формируются цены во всём мире. Теперь же иная ситуация и БРИКС берет дело в свои руки.
Понятное дело, что такой расклад давно уже не отражает реальное положение дел в мировом производстве пшеницы. Сейчас страны БРИКС выдают на-гора 44% от мирового объёма только этого сельскохозяйственного продукта.
На финальном заседании саммита БРИКС в Казани
Лидером ныне в этой «дисциплине» (требующей колоссальных вложений бизнеса и государства и определённой культуры в обществе) является КНР. Эта страна производит до 630 млн тонн зерна в год. На втором месте – Индия, около трёхсот с лишним млн тонн зерна. Третье место – Россия, свыше 100 млн тонн зерна в год. На пятом месте бывают Австралия и Бразилия, четвертое – да, за США. Но и всё.
Более стран Запада в топ-5 нет. Франция входит в первую десятку, но не более. А ещё в ней есть, например, Аргентина с Пакистаном. Так что, действительно, смена «площадки» назрела.
Мастера строить монополии
Америка лидирует в биржевой международной торговле с середины прошлого века. Тогда ушлые американцы поняли, какие шансы им даёт то, что СССР и Европа вынуждены потерять несколько лет на восстановление своих экономик из-за Второй Мировой войны.
Они и организовали Чикагскую торговую биржу (к слову, торгует отнюдь не только зерном). Биржевая торговля вообще в те годы была лучше всего развита в странах англосаксонского мира. Спору нет, начинание удалось, и ныне на CME проводится свыше десятка миллионов сделок в день, однако и пшеница, и металлы растут и добываются отнюдь не только в США...
Здание Чикагской биржи
История же французской MATIF куда короче. Она была создана в 1985 году для защиты французских компаний от изменений процентных ставок и колебаний валютного курса. Изначально на ней велись операции с гособлигациями. Через несколько лет в число операций были введены и сделки с товарами, в том числе сельскохозяйственными.
Так были заложены «инструменты» господства Запада на конкретных рынках. Что даёт обладание у себя подобными биржами? Возможность влиять на мировые рынки и на рынки конкретной страны.
Информационная борьба – часть общей конкуренции. Минсельхоз США может давать свои низкие прогнозы на урожай в России. Так они и делают, причём регулярно. И всегда это становится предпосылкой для отраслевого мини-кризиса.
Нью-йоркская товарно-сырьевая биржа - филиал Чикагской
«Низкий урожай» - цены на товар подскакивают везде, включая черноморские порты. Из-за этого нашим зернопроизводителям выгоднее становится продавать продукт на экспорт, а не внутри страны.
Как следствие, рост цены на зерно внутри России, который выливается в дороговизну хлеба и иных продуктов. А нашему правительству приходится принимать решения о запрете экспорта зерновых...
Как ещё голодом-то всех не уморили!
И это только часть того, что американцы могут делать. В их руках возможность устроить мировой продовольственный кризис, чреватый чуть ли не голодом в отдельных странах. Прежде всего, в небольших, зависимых от импорта сельскохозяйственной продукции.
«Зерновая биржа БРИКС может помочь созданию справедливых ценовых индикаторов... Защитит государственные рынки от спекуляций и попыток создать дефицит на рынке продуктов питания», - заявил на саммите Путин.
Кроме справедливых цен, «обладание» такой биржей даёт и иные возможности. Обоюдные усилия стран БРИКС на конкретных рынках могли бы помочь решить проблему американского лоббизма.
Путин дело сказал... Товарищ Си одобряет! ;-)
Это когда небольшая страна вынуждена задорого покупать пшеницу из США, хотя ей выгоднее брать у России, например. Потому что американцы давят на элиту этой страны.
Кому-то придётся поделиться
Также существует и проблема лучшего семенного материала, агрохимии, сельхозтехники. Вместе можно было бы решить и эту проблему. Не секрет, что американцы – люди «ревнивые» и не любят поставлять прямым конкурентам данные категории товаров. Давление стран БРИКС помогло бы и тут.
Американскому лоббизму нужно противопоставить свой
А есть и возможность просто вести совместные разработки в данных сферах. Так что если в результате создания своей товарной биржи у БРИКС, в итоге начнут появляться свои прорывные технологии и продукты – не удивляйтесь. Это называется словом «синергия». Когда результат больше, чем сумма вложенных в него усилий и средств.
Логичен вопрос: как быстро всё это можно воплотить в жизнь? Мы не О. Бендер и Нью-Васюков обещать не будем.
Независимый агроэксперт Александр Корбут полагает, что мы находимся лишь в начале большой дороги.
«Реализация потенциала – сложный вопрос голосования между странами. В них ведь тоже свои биржи и наработки по созданию цены. Это работа на далёкую перспективу», - полагает он.
Что ж, вероятнее всего, он прав. Однако, процесс запущен и это сейчас главное.