«Растила детей-иностранцев»: выбор Алисы Хазановой
Алиса Хазанова, дочь народного артиста СССР Геннадия Хазанова, давно вышла за рамки образа «девочки из знаменитой семьи». Её путь — это история о попытке вырваться из тени отца, избежать давления общественного мнения и сформировать собственную идентичность, отодвинутую от российской реальности. И этот выбор проявился не только в личной жизни, но и в воспитании собственных детей.
Проживая в Москве, Алиса тем не менее выбрала для своих двух дочерей — Мин и Эвы — исключительно иностранное образование. Обе девочки родились во Франции, учатся на английском языке, русский же, по словам самой актрисы, используется дома как «дополнительный» или «второстепенный».
«Я растила детей-иностранцев», — признаётся Хазанова в одном из интервью.
Такой подход она объясняет желанием защитить наследниц от давления, с которым столкнулась сама в детстве: статуса «ребёнка знаменитости», постоянного внимания, ожиданий и предвзятости.
Семейные драмы и браки: трижды замужем, но в одиночестве
Личная жизнь Алисы Хазановой насыщена событиями, которые не раз становились достоянием общественности. Её первый брак — с Дмитрием Сидоровым, сыном бывшего министра культуры Юрия Сидорова — был заключён в 19 лет. Союз оказался кратковременным: пара рассталась уже через несколько месяцев.
Второй брак, со швейцарским финансистом Давидом Бауманом (1999–2011), стал самым продолжительным и важным — именно в этот период Алиса стала матерью. Долгие годы она сталкивалась с проблемами бесплодия, но в 2003 году родила первую дочь — Мину, а в 2007-м — Эву. Рождение детей во Франции стало символом её дистанцирования от российской действительности.
Третий брак — с юристом Дмитрием Шохиным, сыном экс-министра экономики Александра Шохина — продлился с 2015 по 2023 год. И этот союз, как и предыдущие, завершился разводом. Сегодня Алиса остаётся одинокой, но активной — как в творческом, так и в общественном плане.

Политический театр: «Последнее слово» как манифест
Одним из самых спорных аспектов деятельности Алисы Хазановой стала её причастность к спектаклю «Последнее слово» — постановке режиссёра Максима Диденко, известного своими антигосударственными взглядами. Этот спектакль, идущий на сценах Берлина и Лондона, многие считают прямым продолжением запрещённого в России спектакля «Финист Ясный Сокол», созданного Евгенией Беркович и Светланой Петрийчук.
«Финист» был признан экстремистским и запрещён в РФ за пропаганду терроризма — суд посчитал, что постановка оправдывает действия «Исламского государства»*, показывая его сторонников жертвами, а не преступниками. Авторы спектакля были осуждены и отправлены в колонию.
«Последнее слово» не просто перекликается с «Финистом» — оно посвящено его создателям. В спектакле звучат стихи Беркович, а Алиса Хазанова лично читает их на сцене. Она называет постановку «голосом совести», который «раскрывает иностранцам глаза на страшную правду о России». Сам Диденко заявляет, что спектакль дал им «слова, которых не хватало после начала войны».
«Фокус» и другие тексты: поддержка русской эмиграции
Помимо спектакля, Алиса Хазанова участвует в литературных чтениях, в том числе — повести Марии Степановой «Фокус», посвящённой русской интеллигенции, покинувшей страну после 2022 года. Эти мероприятия проходят в Европе и объединяют тех, кто критикует текущую политику России и считает себя «вынужденными эмигрантами».
Через такие проекты Хазанова демонстрирует солидарность с теми, кто уехал, и осуждает тех, кто остаётся. При этом она сама продолжает работать в России — в 2023 году вышла её режиссёрская работа «Белый список», где она была не только режиссёром, но и сценаристом, продюсером, актрисой. Это вызывает вопросы: как сочетаются её критика власти и участие в отечественной культурной жизни?
Геннадий Хазанов: молчание как позиция
Если Алиса открыто выражает своё отношение к происходящему, то её отец, Геннадий Хазанов, предпочитает уходить от прямых ответов. Его позиция многозначительна именно своей неопределённостью. На своём YouTube-канале он цитирует Льва Толстого, говоря о патриотизме как о «рабстве», о войне как о «несправедливом и дурном деле», о власти как о силе, заглушающей голос совести.

Такие высказывания, пусть и оформленные как литературные цитаты, воспринимаются как скрытая критика. Общественное движение «Ветераны России» уже обратилось в Следственный комитет с требованием проверить Хазанова на предмет дискредитации Вооружённых Сил. В Калуге даже поступали призывы отменить его спектакль.
Критика и ответ общества: «Перевоспитать дочь»
Резкая позиция Алисы Хазановой не осталась без внимания. Юморист Александр Морозов, в интервью изданию «Абзац» заявил, что Геннадию Хазанову следует «заняться воспитанием» своей 50-летней дочери. Он предложил даже «скинуться на билет в Лондон», чтобы тот «перевоспитал» Алису.
Это заявление — не просто шутка, а отражение растущего раздражения в среде российских артистов по отношению к тем, кто, оставаясь гражданами России, публично критикует страну за границей. Особенно обидно, когда такие люди продолжают работать в России, получать гонорары, пользоваться славой, построенной на отечественной культуре.

Чья страна? Чья правда?
История Хазановых — это метафора раскола, который переживает определенная часть творческой интеллигенции. Один — остаётся, молчит, цитирует классиков. Другая — уходит, говорит, обвиняет. Алиса Хазанова выбрала путь «иностранца», даже оставаясь в России. Её отец — путь тишины, в которой каждый слышит то, что хочет.
Может быть, критика — тоже форма любви? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, пока остаётся за кадром. Однако рано или поздно отмолчаться не удастся, и придется дать четкий ответ, ты – часть России или инородное тело, заноза, о которой нужно забыть навсегда после удаления.
* Террористическая организация, запрещённая на территории Российской Федерации.
