Более чем три десятка стран представлены на саммите в Казани и это явный успех для России. Мировые лидеры развивающихся стран (прежнее название глобального Юга) встречаются, обмениваются мнениями и договариваются о принципиальных вещах в обоюдном сотрудничестве.
Кроссовки не мешают государственным делам
Владимир Путин, что логично, тоже проводит ряд двусторонних встреч. Так, с президентом Объединённых Арабских Эмиратов он встречался даже дважды. Первая встреча, неформальная, прошла в воскресенье, 20 октября, и запомнилась всем кроссовками президента Мохаммеда бен Заида аль Нахайяна.
Вторая была ещё более плодотворной и случилась в день перед саммитом в Казани, 21 октября. Она проходила в Кремле. Владимир Владимирович на данной официальной встрече акцентировал внимание всех на экономическом и культурном аспектах сотрудничества.
«За три года товарооборот между двумя странами вырос в три раза. Однако, в течение этого года он несколько скорректировался в сторону снижения... Сейчас реализуется несколько десятков проектов на общую сумму в два миллиарда долларов», - заявил российский президент.
Также проводятся обоюдные Дни культуры в обеих странах. Растёт туристический обмен.
Вторые среди арабов
Но сейчас стоит сделать отступление и понять: чем же нам там интересны ОАЭ? В конце концов, не стоит забывать, что главная арабская страна мира это Саудовская Аравия.
Здесь, однако, следует понимать, что саудиты за последние более чем полвека тесно связали себя с США. Американцы, понимая, что демократия держится на экономическом процветании, не могли себе позволить дорогой бензин. Потому Ближний Восток всегда был в фокусе их внимания.
Путин и аль Нахайян прибывают на переговоры
Их «сделка» с монархией Саудовской Аравии зиждется на принципе «нефть в обмен на безопасность». Однако в десятых годах это основание стало размываться. Администрация Обамы весьма опрометчиво поддержала «арабскую весну» в разных странах, что заставило авторитарные режимы ближневосточных стран опасаться за своё будущее.
С другой стороны, в те же 2010-е годы США вывели на уровень коммерческого использования технологию добычи сланцевых нефти и газа. Как бы и нужда друг в друге ослабла. Характерным стал отказ саудитов Байдену в первые дни спецоперации России на Украине увеличить добычу нефти и обрушить на неё цены. Чтобы досадить нашему бюджету.
Так ослабло влияние США на Саудовскую Аравию... но не до конца. Прямо сейчас два геополитических игрока ведут тяжкий торг о новом соглашении о стратегическом взаимодействии.
«На гостелевидении КСА то регулярно сообщает, что страна является частью БРИКС, то отыгрывает назад и говорит, что не все нюансы соблюдены. Это и есть показатель того, что идёт торг между Саудовской Аравией и США с одной стороны, и Саудовской Аравией и Россией – с другой», - приводит «Регнум» слова политолога-международника, эксперта Российского совета по международным делам Елены Супониной.
Первые для России
Потому-то и выходят на первый план отношения с ОАЭ. Саудовская Аравия и сама партнёр нужный, но непростой.
Сейчас Эмираты числятся основным торговым партнёром РФ среди арабских государств. Мы экспортируем туда золото, алмазы и нефтепродукты. Через ОАЭ ввозим в Россию автомобили, продукцию машиностроения, в том числе для аграрного сектора. Сейчас ненефтяной товарооборот между странами составляет порядка 11 млрд долларов.
Аэропорт Дубая
Что нужно ОАЭ от России и БРИКС? Тут тоже многое лежит на поверхности. Шейхи и президенты этого государства ещё в 1950-х годах, поняв, какие возможности даёт нефтеэкспорт и доходы от него, стали строить свою страну на будущее как один из мировых финансовых центров и транспортных хабов.
Многие россияне летали, например, в Индию через роскошные аэропорты Абу-Даби и Дубая. Про дубайский и вовсе National Geographic сняло документальный сериал. У страны отменная портовая инфраструктура для перевозки и перевалки самых разных грузов.
В ОАЭ сумели достичь успеха, потому сотрудничать с ними выгодно
Так вот, финансовому центру нужно работать с тысячами контрагентов по всему миру: ведь деньги растут только на реализации проектов в реальном секторе прежде всего. БРИКС и её подструктуры – ещё одна площадка для этого. Новая платёжная система, которая разрабатывается в БРИКС, будет ещё одним подспорьем.
Небольшим странам БРИКС вообще даёт уникальные возможности по выходу на рынки гигантов вроде Индии или Китая. Так что тут всё понятно. Нет нужды замыкаться только на Запад.
Новый фокус мира
Тем не менее, не только «меркантильные» вопросы сближают Москву и Абу-Даби. Украинский конфликт показал нашему руководству, что особенно доверять западным переговорным площадкам нельзя. Потому и здесь фокус сдвинулся на Ближний Восток. Турция, Саудовская Аравия и ОАЭ стали помощниками в «остатках» сохраняющихся дипломатических контактах с украинской стороной.
Прежде всего, по линии обмена пленными. При посредничестве Эмиратов на днях произошёл очередной такой обмен и домой вернулись 95 наших соотечественников. Так что помощь ОАЭ тут очевидна.
Противостояние Израиля и Ирана может стать кровавым тупиком для целого региона, если не для всего мира
Россия тоже нужна арабам на Ближнем Востоке. 2024 год стал годом очередного обострения между Израилем и Ираном. Буквально сегодня Израиль проводит операцию в Газе и на юге Ливана, наносит удары по Сирии.
В свою очередь, «Исламское сопротивление Ирака» заявило об атаке военного объекта на севере Израиля при помощи БПЛА. «Гранды арабского мира» без особой радости смотрят на этот процесс. С одной стороны – враг Израиль. С другой – недруг Иран, претендующий на гегемонию в регионе. И именно Россия видится на Ближнем Востоке как один из реальных «балансиров», тех, кто может «унять» амбиции агрессивного Ирана.
Трамп, Нетаньяху и представители ОАЭ и Бахрейна на подписании «Соглашений Авраама»
США тоже могут вернуться в реальный процесс ближневосточного урегулирования: если в президентское кресло вернётся Трамп. Ведь именно он – творец «соглашений Авраама» о нормализации отношений Израиля и арабских соседей. А демократы показали себя импотентами в миротворческом деле.
Ну а российскому президенту при такой динамике всегда будет о чем поговорить с коллегами из Персидского залива. Саммит в Казани уже триумф и это факт.