На другой стороне медали – грозящий состояться крах одного из важнейших «проектов» современности, Европейского союза. По крайней мере, крах экономический.
Слово магната
Президент США сдержал своё обещание и ввёл 25-процентные пошлины на ввоз алюминия и стали из Евросоюза. Если верить самому Трампу, то это есть ответ на ненадлежащее отношение ЕС к «старшему брату».
Тут следует сделать отступление. Американский рынок всегда был рынком премиальным для любых товаров и услуг. Страна богатая (всё ещё), платить может дорого.
Сталь - продукт такой же стратегический, как нефть, газ или уран
Главными поставщиками стали туда были Канада, Республика Корея, Бразилия, Мексика. Алюминия больше всего в США поставляют КНР, Объединённые Арабские Эмираты и Канада.
Однако и для европейских сталеваров Америка – земля обетованная. Это второй по продажам рынок для ЕС, туда уходит до одной шестой всего экспорта европейской стали.
Одной Африкой не насытишься
Можно предположить, какое настроение царит ныне в среде европейской промышленности. Она и так из-за санкционной войны с Россией загибается, а теперь ещё и это!
Руководитель Eurofer (это Европейская ассоциация производителей стали) Хенрик Адам вспомнил, что такие меры Трампа, как 25%-ная пошлина на сталь и алюминий есть лишь
«продолжение и расширение торговой войны, начатой ещё в первый срок Трампа».
Эксперт Леонид Хазанов указывает на главный риск европейской металлургии
Тут он прав, хотя изменилось почти всё, а главное – контекст. Eurofer придётся искать новых покупателей на почти 4 млн тонн металла. А кризис у них не только в этой отрасли. Вот, например, загибается и автопром, который также потребляет сталь. Куда деваться и чего ждать?
«Европейским производителям придётся «разворачивать» поставки примерно на 2,5-3 млрд долларов в год», - считает российский промэксперт Леонид Хазанов.
Куда деть всю эту красоту – вопрос нетривиальный. Что-то продадут в Африку, но немного, это небольшой рынок. Азия же наоборот, является сама экспортёром сталей, практически не уступающих по качеству европейским.
Нерадостная перспектива
Санкции против России за СВО и так стали «самострелом» для европейской металлургии. Из-за американского «финта» теперь в Европе ждут сокращения выплавки стали, закрытия или переноса производств и массовых увольнений.
Тот же Адам привёл цифры: только за 2024 год в стальной промышленности ЕС сократили под два десятка тысяч рабочих! Для отрасли это более чем серьёзный показатель. И это не предел.
С хмурыми лицами инвесторы, собственники, рабочие, банкиры ждут волны банкротств, остановок производств, закрытия предприятий. Разрушение сталелитейной промышленности ударит по автопрому, стройке, транспорту, финсектору.
Но даже не это страшнее всего. ЕС может в обозримой исторической перспективе из хозяина мира превратиться в «козлище». Уже сейчас растут новые, пока мелкие «хищники» на рынке стали.
Рынок ЕС, пользуясь демпингом пытаются захватывать производители стали из Северной Африки и стран Азии.
Кто тут главный саблезубый тигр капитализма?
Впрочем, главным «хищником» тут эксперты-экономисты видят всё ту же Америку. Пошлины в этой схеме могут быть частью хитрого плана Трампа.
Ведь с 2022 года компании из ЕС, споткнувшись на высоких ценах на энергоносители (опять эти антироссийские санкции!), стали переносить производства. В том числе за океан. В том числе – металлургические.

Мы вновь повторим эту прописную истину. Промышленный суверенитет (наличие своей промышленности и технологий как её неотъемлемой части) – это суверенитет экономический. А суверенитет экономический – это суверенитет политический.
В ЕС, как обычно, чего-то не учли, а Трамп и его «ватага» эти вещи знают на уровне инстинктов. Потому и смогут в течение нескольких лет американские компании скупить европейцев. Вероятно, на это и был расчёт.
«Стало в Дании пиво не в дугу»
Есть и у бизнеса Европы хоть какой-то повод для оптимизма? Ну, сейчас пошли разговоры о возможном возвращении брендов на российский рынок. Однако, здесь явно есть свои подводные камни.
Для начала стоит вспомнить, что такое возвращение возможно только при успехе мирных переговоров и окончательном урегулировании «украинской проблемы». А все здравомыслящие люди должны осознавать, что Киев будет срывать этот процесс, как только можно. Вот и танки копит на границе с Брянской областью...
Карлсберг должен радоваться, что ему не довелось закрыться везде, а не только уйти и РФ
Далее, будут ли страны, не участвующие в переговорах, вроде Франции, Германии и Британии, самостоятельно снимать санкции? Вопрос.
Третье. Есть воля западных компаний, некоторые из которых сильно разочарованы тем, что им пришлось «оставить» в России. Carlsberg вот так обижен, что возвращаться не хочет ни при каких условиях. На обиженных воду и пиво возят – в Дании это узнают ещё лучше.
Без иллюзий, господа
Ну и четвёртое. Возможно, самое важное. Россия, её население, её руководство тоже многое помнят. За три года (срок немалый), какие-то бренды оскандалились «разделом имущества», какие-то взносами в пользу ВСУ (т.е. вложились в убийство россиян, военных и мирных). Появились заменители товаров с других, более дружественных рынков.
Ну какая разница, носишь ты джинсы Levi's или Mavi (турецкий бренд)? Оба могут быть с премиальным или отвратительным качеством отшиты в Китае, Турции или Алжире с лейблом Made in USA.
Современный потребитель прагматичен (особенно молодой): если надо, купит турецкое да нашьёт эмблему «ливайсов». Делов-то на копейку!
Так какая разница? Россия ещё подумает, возвращать ли всех этих «друзей». Даже с «потеплевшей» Америкой разговор идёт прежде всего о стратегической продукции, а не о потребительской.
Подытожим. Исторические фобии (страх перед Россией) заставили ЕС вложиться в конфликт, который надолго, если не навсегда, сведёт Европу с карты влиятельных сил мира. Цинично, зато правда.
