Не проявили особого интереса
В середине нынешнего января лидеры России и Ирана подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве, основная цель которого – расширение экономического сотрудничества, смягчение последствий санкций США, укрепление военного и политического партнерства.
После нападения Израиля на Иран Россия, казалось бы, не должна остаться в стороне. Ведь даже Северная Корея, с которой год назад было подписано аналогичное соглашение, в итоге оказала нашей стране серьезную военную помощь по выдворению украинских интервентов из Курской области.
«Но почему молчит Кремль?» - недоумевают многие пользователи Сети. Оказывается, на это есть свои причины. О них в ходе встречи с руководителями ведущих мировых информационных агентств рассказал президент РФ Владимир Путин.

Президенты России и Ирана Владимир Путин и Масуд Пезешкиан
Позиция невмешательства, по его словам, выбрана, во-первых, из-за того, что в недавно подписанном договоре о стратегическом партнерстве отсутствуют статьи, связанные с оборонной сферой. Во-вторых, Тегеран не обратился к России с просьбой предоставить ему военную помощь против израильской агрессии. Наконец, в-третьих, Иран, как напомнил глава нашего государства, и прежде не особо проявлял интерес к совместной работе в сфере ПВО, хотя Москва неоднократно предлагала подобное сотрудничество.
В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков во время Петербургского международного экономического форума заявил, что Москва сохраняет партнерские отношения с Тегераном и одновременно поддерживает тесные связи с Тель-Авивом.
Россия помогает Ирану в контексте очередного обострения конфликта с Израилем, однако не военным путем. Вслед за Владимиром Путиным он повторил, что «Иран не просил Россию о военной помощи». Песков также сообщил, что власти Израиля обещали обеспечить безопасность российских специалистов на иранской АЭС «Бушер».

По словам Пескова, Тель-Авив гарантировал российским специалистам в Иране безопасность
Вывести из игры – реально?
У военного эксперта Александра Зимовского, меж тем, немного иной взгляд на кремлевскую позицию невмешательства, которым он поделился с изданием «Украина.ру». По его убеждению, РФ сегодня сама нуждается в военных ресурсах для решения собственных боевых задач.
«У нас нет союзников, которые могли бы обеспечить нас военными ресурсами. Мы ничего не можем передать Ирану, потому что у нас есть свои военные задачи», - пояснил эксперт, напомнив, что исход противостояния с Тель-Авивом будет зависеть от собственных военных запасов Тегерана.
Иран, как отметил Зимовский, долгое время находился в самоизоляции, что, скорее всего, позволило ему создать достаточное количество собственных разработок. Однако не исключено, что «чаша весов» в итоге может склониться на сторону Израиля. Вывести Иран из игры, возможно, получится либо через смену политического режима, либо путем изматывающих ударов, которые заставят Тегеран сосредоточиться на внутренних проблемах.

По мнению Зимовского, у РФ нет союзников
Напомним: непростые отношения между Израилем и Ираном исчисляются десятилетиями, но еще ни разу не доходило до того, что происходит сейчас. В ночь на 13 июня Тель-Авив пошатнул тлеющее перемирие, начав масштабную операцию против Тегерана. Удары были нанесены по ядерным объектам, военным базам страны и по расположению личного состава иранской армии.
Свои действия Израиль назвал ответом на растущую ядерную угрозу со стороны Тегерана, заявив, что тайная военно-ядерная программа этой страны якобы приблизилась к точке невозврата. В результате погибли не только некоторые иранские генералы, но и видные физики-ядерщики. Иран, со своей стороны, ответил не менее мощными атаками, которые привели к серьезным разрушениям и гибели людей в Израиле.
«Тихая» помощь
Политолог Кирилл Казаков полагает, что вопрос военной помощи Ирану со стороны России будет зависеть от того, какие формы приобретет ирано-израильский конфликт. Если события будут развиваться в русле ограниченных ракетных обменов, то Москва может «негласно помочь Тегерану, поставив ряд систем ПВО и ПРО не в ущерб собственной безопасности».

У каждого государства - свой путь и свои испытания...
Такая «тихая» помощь, как считает Казаков, позволит России укрепить позиции в отношениях с Ираном, не разрушая при этом возможности оставить за собой роль потенциального посредника. В беседе с «Новыми Известиями» политолог предположил, что в таком случае Москва получит шанс испытать в боевых условиях свои боесистемы.
Если в Иране вдруг начнется вооруженное восстание, к чему уже призвал жителей страны премьер-министр Израиля Нетаньяху, Москва вполне способна ограниченно вмешаться в конфликт, оказывая Тегерану помощь в восстановлении конституционного порядка без реальной поддержки боевых действий, резюмировал Кирилл Казаков. Впрочем, пока, к счастью, не требуется ни то, ни другое…
