Рисовать Виктор Цой любил с детства, а за свою недолгую жизнь он успел создать не один десяток картин, ярких, порой весьма сюрреалистичных и не до конца понятных широкой публике. И эти произведения, словно каждая его песня, стали неоценимым наследием легендарного музыканта.
Картина Виктора Цоя
В художественной школе, в которую родители отдали Виктора с самого детства, он проявлял себя талантливым учеником, творения которого часто зависели от настроения. Его преподаватель рассказывала о нем как об очень импульсивном и страстном ребёнке, который жил в своем мире:
«Витя – это Витя… Если у него было вдохновение – он мог такую картину написать, что диву даёшься! А если нет – ни под каким предлогом не возьмёт в руки кисточку».
Кисточки Цоя. Фото: Сергей Милов, журнал "Фома"
В процессе взросления Виктор так и не смог смириться с тем, что все свое время ему придется посвящать «скучному кропотливому труду». В итоге, во время своей учебы в училище Серова от скуки он «сколачивает» с единомышленниками группу.
Его мама Валентина Васильевна в своих воспоминаниях говорит о том, что Витя на самом деле был порой импульсивным. Он не особо стремился получить образование в классическом его представлении, поэтому, что и как ему изучать, выбирал сам, никого не спрашивая.
«…Он с детства стремился самостоятельно развивать в себе вкус: помню, как мы приехали в Москву, и первым делом он в Третьяковку побежал!», - рассказала женщина.
Зачетная книжка Виктора Цоя - учащегося Ленинградского художественного училища им. В.А. Серова. Фото: Сергей Милов, журнал "Фома"
Позднее Цой все-таки стал резчиком по дереву – это считалось хорошей творческой профессией, которая может прокормить. Однако и здесь юный Виктор относился к учебе с неким пренебрежением, следуя только своим порывам и желаниям. Тем не менее, это не помешало ему проявить истинный талант художника. Друзья и знакомые удивлялись: как при такой-то халатности можно быть таким талантливым?
Картина Виктора Цоя
Еще одна интересная черта, которая всецело характеризовала Цоя: он не был карьеристом. Об этом рассказывает один показательный случай, который произошел после учебы. Как одного из самых талантливых выпускников его распределили в реставрационную мастерскую Екатерининского Дворца в Пушкине. Это считалось крутым стартом для начала карьеры! Но Цою было все равно, и этим шансом, который выпадает раз в жизни (да и то по блату) он не воспользовался. И только потому, что ему было лень.
Родители, конечно, были не восторге от поведения сына. Но ничего не могли с этим поделать, так что пришлось просто принять происходящее.
«Он был одаренным резчиком, и распределение ему дали очень престижное! Туда даже по блату не все могли попасть, а тут такой шанс. Но Витя ленился ездить за город, вот и забросил всё это...», – вспоминала как-то мать Виктора Робертовича.
Картина Виктора Цоя
И вот ведь парадокс: полученные навыки не прошли мимо: Цой стал автором многочисленных миниатюр на манер японских нэцкэ и даже успел создать садово-парковую скульптуру. К сожалению, большая часть этих работ осталась только в воспоминаниях.
Картина Виктора Цоя
В какой-то момент Цоя с головой накрывает «новая волна» вдохновения, которая проникает не только в его музыку, но и в изобразительное искусство. В итоге происходит смещение акцента в сторону примитивистско-экспрессивных форм. Стали проявляться и черты так называемого орнаментального декоративизма.
Ближе к концу жизни стиль рисования Цоя стал обретать более реалистичный характер: манера исполнения активно развивалась, что находило отражение в работах.
Картина Виктора Цоя
Интересно, что своей студии у рокера не было, поэтому часто он проводил время с кисточкой, блуждая по мастерским своих друзей-художников. Порой под руку попадало все подряд: случайный картон или даже полиэтилен, повезло, если удавалось найти недорогую бумагу и фломастеры. Но в любом случае каждая работа получалась очень интересной.
Одна из работ Виктора Цоя, выполненая акрилом на целлофане. Фото: Сергей Милов, журнал "Фома"
О некоторых картинах Цоя стоит сказать отдельно. Например, о его «Дороге», считающейся последним полотном музыканта. При его написании вместо рокер использовал баночку, чтобы не пачкать палитру (или ему было просто лень). Глядя на картину, действительно, можно увидеть что-то пророческое, а от того зловещее или вовсе мистическое. Взгляните сами: человек за рулем, который, судя по всему, мчит по дороге со всей скоростью – о чем говорят расплывающиеся неоновые огни:
Нечто мистическое можно увидеть в одном снимке Цоя (фото ниже), на которой он изображен за рулем. Именно этот кадр и ста ориентиром для его последней картины. Своей рукой Виктор нарисовал на фотографии черную рамку – чтобы было удобнее ориентироваться на композицию. Однако сегодня такое совпадение можно воспринять за нечто большее.
Примечательно, что дорожная тема стала сквозной вообще во всем творчестве музыканта. Для него это было что-то вроде романтики, его философии, или вовсе фантастики. Это был его личный внутренний мир. Даже группу «Кино» он с товарищами придумал около дороги.
Виктор Цой с друзьями в Санкт-Петербурге
Близкие Виктора Робертовича вспоминают, что, когда он впервые сел за руль авто, он практически сразу стал гонять, не думая об опасности. Скорость стала еще одной его страстью, сыгравшей роковую роль в его гибели.
Как это часто бывает, творчество гениев особенно начинает цениться после их смерти. Аналогичная ситуация произошла и с работами лидера «Кино», за работами которого охотились все коллекционеры. В итоге, в 2021 году маленький рисунок весьма специфического содержания, нарисованный фломастерами в 80-е, был продан за 2,5 миллиона рублей (на фото выше).