Встреча, объятая тайной
Экономист Михаил Хазин выдвигает интригующую версию: ключевой темой обсуждения могли быть не украинские реалии, а другие международные вопросы стратегического характера. По его мнению, полная секретность переговоров свидетельствует об особой важности обсуждаемых тем.
«Я практически убежден, что разговор был по Ирану, и Уиткофф потом полетел дальше. По этой причине мы и не должны были ничего говорить – и американцы не должны были. Пока мы не договоримся, никто на эту тему и слова не скажет».
Неслучайно встреча в Санкт-Петербурге продлилась более четырех часов — такой формат красноречиво говорит о серьезном уровне переговоров. При этом стороны демонстративно ограничились общими фразами в официальных комментариях, что еще больше усиливает интригу вокруг содержания бесед.
Украине нет места в повестке
Хазин подчеркивает: речь может идти о глобальных вопросах мировой политики, где позиция России способна существенно повлиять на достижение компромиссов. Это могут быть как ближневосточные проблемы, так и другие острые международные темы. А вот про Украину, по мнению Хазина, стороны практически и ничего не говорили:
«Но я так понимаю, что про Украину, в общем, все уже более-менее решено в том смысле, что американцы готовы с нами договориться на неких принципах и условиях – но при этом их категорически не устраивает, что это не нравится Евросоюзу и Британии, вставляющим палки в колеса».
Никакой романтики – только жесткие факты
Примечательна также и личность американского переговорщика. Стив Уиткофф, успешный бизнесмен в сфере недвижимости, зарекомендовал себя как человек дела еще при Дональде Трампе. Его назначение на роль спецпредставителя говорит о том, что нынешнее американское руководство сделало ставку на нетрадиционные каналы дипломатической коммуникации.
Однако эксперты предостерегают от пустого оптимизма на фоне этих контактов. Между Путиным и Уиткоффом вряд ли сложились личные отношения — профессиональный подход преобладает над межличностными связями. Тем не менее, высока вероятность установления делового взаимопонимания, позволяющего находить решения даже самых сложных вопросов.
«Уиткофф и Путин – не друзья, они просто знакомые. Но вы же понимаете, что четыре часа разговаривать с человеком, который тебе неприятен, невозможно. Следовательно, они явно нашли какой-то общий язык», - отметил Хазин.
США и Россия – братья навек?
Ситуация уникальна ещё и тем, что происходит на фоне продолжающегося противостояния между Россией и Западом. Когда две великие державы тщательно охраняют конфиденциальность переговоров, это обычно указывает на их потенциальную готовность к серьёзным договорённостям в будущем. По мнению Хазина, Вашингтон сегодня видит в Москве вероятного союзника в противостоянии с Европой:
«Главный враг США сегодня – это не Россия и не Китай, а евроатлантические элиты».
Как бы то ни было, переговоры Владимира Путина и Стива Уиткоффа открыто заявляют – несмотря на внешнюю напряжённость, каналы коммуникации между крупнейшими игроками мировой политики остаются открытыми, и это, возможно, самый важный сигнал для международного сообщества.
Правда, пока рано делать окончательные выводы — слишком мало достоверной информации просочилось в публичное пространство. Но сам факт проведения таких встреч и соблюдения режима секретности говорит о том, что диалог между Москвой и Вашингтоном продолжается даже в нынешних непростых условиях.