История группы «Сплин» начиналась в творческой атмосфере Санкт-Петербурга конца 90-х. Два студента, Александр Васильев и Александр Морозов, в скромных условиях записали дебютный альбом «Пыльная быль», не подозревая, что вскоре их жизнь кардинально изменится, а их группа станет одной из самых популярных в стране. Тогда у них ничего не было – ни денег, ни связей. А их стартовым капиталом были лишь юношеский энтузиазм и голодная романтика.
Название, заимствованное из поэзии Саши Чёрного, идеально отразило меланхоличную суть их музыки. Настоящий прорыв в творчестве произошел в 1998 году с выходом «Гранатового альбома». Композиции «Орбит без сахара» и «Выхода нет» мгновенно штурмовали радиочарты, завоевывая все больше поклонников.
Группа собирала полные залы по всей стране, от Калининграда до Владивостока, а критики заслуженно ставили их в один ряд с легендами русского рока. Оригинальный «Сплин» давал до 80 концертов в год, придерживаясь имиджа интеллектуальной и аполитичной группы, далекой от скандалов шоу-бизнеса. Однако в итоге эта безупречная репутация оказалась их самой большой уязвимостью...

Фото: архив группы. Источник: t.me / spleanclub
Точка невозврата
Тем самым переломным моментом который изменил все, стал август 2022 года и фестиваль «Чернозём». Выступление шло своим чередом, пока перед исполнением главного хита Васильев не обратился к зрителям. Он объявил, что посвящает песню «Выхода нет» группам «Машина времени», «Аквариум» и другим коллективам, которые были вынуждены уехать из России...
В контексте напряженной общественно-политической ситуации эти слова прозвучали как вызов. Непонятно на что музыкант рассчитывал, но поклонники, видевшие в музыке убежище от политики, почувствовали, что их кумир встал по другую сторону баррикад. Социальные сети взорвались волной негодования: фанаты обвиняли Васильева в предательстве и трусости. А организаторы фестиваля поспешили прервать трансляцию и дистанцироваться от заявления музыканта.
Реакция последовала незамедлительно. Общественные организации потребовали от прокуратуры проверить высказывание артиста, а концертные агентства начали массово отменять выступления группы по всей стране. Официальной причиной назывались «технические проблемы», но истинная подоплека была очевидна: промоутеры не хотели рисковать, связываясь с коллективом, который выражал сомнительную гражданскую позицию.

Фото: Илья Питалев. Источник: ria.ru
Эмиграция и пустые залы
Лишившись возможности гастролировать по России, группа столкнулась с финансовой катастрофой. Убытки за 2023 год превысили 24 миллиона рублей, а к 2025-му, по некоторым данным, долги и вовсе достигли 62 миллионов. Вслед за теми, кого он поддержал на том самом концерте, Васильев покинул Россию, выбрав новым местом жительства Испанию. С расчетом на русскоязычную аудиторию в Европе. Увы, но надежды не оправдались.
Ярким примером провала стал концерт в испанской Марбелье в июле 2023 года. Арена, рассчитанная на пять тысяч зрителей, была заполнена едва ли на 20%. Даже присутствовавшая там Ксения Собчак отметила гнетущую картину пустующих трибун. Похожая ситуация повторилась и в других европейских столицах: вместо стадионов — скромные клубы, вместо аншлагов — полупустые залы.
По слухам, для покрытия долгов музыкант выставил на продажу свою подмосковную недвижимость и даже пытался продавать свои акварельные рисунки, но безуспешно...

Фото: скриншот страницы. Источник: t.me / ksbchk
Есть ли дорога назад?
Вопрос о будущем «Сплина» в России остается открытым. С юридической точки зрения, никаких официальных запретов на творчество группы нет. Однако существует мощный репутационный барьер, который все перечеркивает. Ни один здравомыслящий промоутер не будет вкладывать средства в артиста, чьё имя вызывает у публики столь сильное отторжение.
«Пустота эта появилась давно, я купил билеты на концерт Сплина в Ростове, в доме Офицеров, уже не помню сколько это было лет назад, примерно в 2015-м и когда Саша Васильев вышел на сцену реально обдолбанный и вообще было непонятно, что он хочет изобразить и спеть, мы с супругой просто встали и ушли, после этого к сожалению, несмотря на предыдущие талантливые песни этот артист для меня потерян», – рассказал один из пользователей соцсетей (здесь и далее авторский стиль и орфография соблюдены).
«Прощай Александр. Было хорошо. Но стране с тобой и тебе подобным больше не по пути».
«Даже если отбросить моральную сторону (хотя, как это?!), последние концерты Сплина - рука-лицо. Никакущий вокал, стремная игра на инструментах. За границей такое убожество, позиционирующее себя, как рок-группа, на фиг никому не нужно».

Фото: Евгения Новоженина. Источник: ria.ru
Фундамент успеха на большой сцене — это негласный контракт доверия между артистом и его аудиторией. Александр Васильев нарушил это соглашение. Теоретически, он мог бы попытаться восстановить доверие через публичное покаяние или признание своей ошибки.
Однако музыкант выбрал тактику молчаливого отстранения, бросив фразу: «И так всё понятно».
Объяснять своим поклонникам Васильев ничего не стал, что еще больше усугубило его положение. Ну, а оставшаяся пустота стала быстро стала заполняться новыми артистами и новыми песнями. Вывод напрашивается один: музыкант, десятилетиями воспевавший свободу и независимость, оказался неспособен взять на себя ответственность за свой поступок. Дороги назад нет – это если коротко...
