Если кратко, то Литва, исполняя хотелки Евросоюза, несколько зарапортовалась и начала вредить себе.
Поругались из-за сигарет
Началось там всё с того, что в конце октября руководство маленькой, но гордой Литвы во главе с премьером Ингой Ругинене закрыло автомобильную границу с Белоруссией. Обоснование – страннее некуда.
Дескать, с территории Белоруссии в Литву залетают некие зонды. Они мешают работе воздушной гавани Вильнюса. А кроме того, везут груз контрабандных сигарет. Такая, дорогие читатели, проблема.

Закрывая границу, Ругинене и Ко забыли про пару обстоятельств. У руководства Белоруссии тоже есть мозги и рычаги давления – раз; в Белоруссии остались тысячи фур из Литвы – два.
Потому, когда эти невеликого ума литовцы закрыли границу с Минском, то разразился кризис. Минск тоже закрыл в ответ автограницу с Литовской Республикой. Тысячи фур остались в Белоруссии без права выезда.
Литву взяли за «жабры»
Литовское правительство после этого узнало, что такое разъярённые свои же транспортные бизнесмены. Почти две тысячи фур, заблокированные в соседней стране – это не автомобили, а инвестресурс.
Ругинене пришлось быстро вспомнить азы экономики и переговоров. КПП на границе с Белоруссией был открыт. Однако Минск прошедшие недели не терял зря. Увидев реакцию Литвы и тамошнего гражданского общества (без иронии, бизнес хоть и корыстен по определению, но часто играет на «светлой стороне»), Лукашенко и его люди поняли, что к чему.
В перспективе можно страну и до протестов довести: Литва не сильно богата
В ответ Минск «как бы» открыл границу для литовских грузовиков. Но теперь прицепам и полуприцепам можно пересекать границу Белоруссии только для перегрузки товара.
«Мы более не можем производить перецепку: только разгружать, загружаться и возвращаться в Литву», - прокомментировал ухудшение ситуации президент ассоциации автоперевозчиков Linava Эрландас Микенас.
Это привело к тому, что часть грузовиков и по сей день остаётся в Белоруссии. На подобную меру руководство союзной нам республики пошло потому, что власти хотят заключить с Вильнюсом всеобъемлющее соглашение, которое бы исключило подобные ситуации в будущем.
На польской стороне считают деньги
Октябрьское решение уже показало: литовские чиновники в попытке угодить ЕС, навредили себе. Так, государство потеряло статус транзитной страны.
«Заказы наших транспортных компаний забрали поляки, уже считают прибыль», - заметил член Ассоциации перевозчиков Литвы Виталий Гигиевич.
Гигиевич уверен: руководство страны перекладывает ответственность за свои фатальные ошибки на предпринимателей. Его компания будет требовать от кабинета министров компенсации за убытки , и если понадобится – в судебном порядке.
«Европа» - это про грабёж
В правительстве прибалтийской республики тоже идут свои разборки. Собственные «соратники» обвиняют Ингу Ругинене в том, что она слишком рано открыла границу.
«Нужно было увязать это с более жёсткими условиями. Потребовать от Белоруссии прекращения полёта шаров и освобождения наших грузовиков», - «предъявила» Ругинене её советница Аста Скайсгирите.
Минск, со своей стороны, тоже не прочь поторговаться. Грузовики, пока остающиеся в стране, размещены на стоянков, для хранения грузов созданы все условия.
Да, Ругинене теперь придётся крепко подумать, а не только улыбаться
«Батька» вновь предлагает литовцам вести переговоры. Однако не просто так:
«Верните нам пожарные машины. Автомобили, которые шли в Зимбабве», - напомнил он.
Случай это ещё из 2023 года, когда в Клайпеде были конфискованы 17 белорусских пожарных машин. Грабёж Вильнюс обосновал санкциями.
Дети и калий – не шуточки
Есть у Литвы и другие «грехи» против Белоруссии. Заморожены активы санатория «Беларусь» в Друскининкае, опять же из-за санкций. А в нём лечились дети чернобыльцев и принадлежит он управделами президента Белоруссии.
Самое же веское требование: Литва обязана выплатить свою часть отступных за терминал по перевалке сыпучих грузов в Клайпеде. 30% акций этого порта принадлежали «Беларуськалию». И это системообразующее предприятие для страны вложилось в реконструкцию порта.
Добыча и переработка калийной руды - одна из важнейших отраслей в Белоруссии
А в 2022 году Литва в одностороннем порядке расторгла договор с «Беларуськалием». Предприятие лишилось возможности по перевалке своих грузов и потеряло инвестиции. Оно было вынуждено подать международный иск о взыскании 1 млрд евро убытков.
Такие, в целом и общем, дела. Если Александр Лукашенко проявит достаточно выдержки и настойчивости, он может поставить Литву в очень неудобное положение. Если из борьбы против нас и Минска «вылетит» Вильнюс (миллиард евро – не шутка), нашим только легче.
