О необходимости смены как типа российской экономики, так и подходов к управлению ею, говорится с нулевых годов. Экономика России, кстати, действительно меняется, и президент не раз упоминал не раз в эти годы о росте несырьевого экспорта. Однако экономика не только «скрывается» среди крупных отраслей и корпораций, известных всей планете. Ещё больше она «таится» среди десятков и сотен тысяч ИП и ООО по всей стране. И именно для них чувствительнее всего изменения финансово-экономической «погоды» в виде ставок Центробанка или валютных ограничений.
Когда «ноль» - это правильно и хорошо
А Михаил Делягин с тех же нулевых – прямой и последовательный критик экономической политики правительства. И, надо сказать, свою линию он гнёт и сегодня. Вот, 12 сентября, ЦБ РФ снизил ключевую ставку с 18 до 17%. Банки вослед этому решению опустили ставки и по кредитам, и по вкладам. Можно радоваться?
«Это сугубо символическое снижение. Практического смысла у него нет, разрушение нашей экономики оно не сможет приостановить», - вынес суровый вердикт экономист и депутат в разговоре с «АиФ».
Три года назад в разговоре с тем же изданием, Делягин вообще напомнил, что для того, чтобы экономика страны росла, нужно обнулять ставку ЦБ.
Бизнес самых разных форм, специализаций и видов, кажется, уже заждался
«У нас рентабельность бизнеса по активам снизилась с 8,6% до 6,1%. Чтобы что-то заработать, они должны иметь возможность кредитоваться под 4%», - простая арифметика от Делягина.
А у нас – 17% годовых...
От остатков «дикого» капитализма к правильному
Безусловно, верно и возражение против обнуления ставки. Кредитование, рост производства и предложения, рост зарплат резко задерут инфляцию в стране. Перегрев экономики равен риску её краха в ближайшие годы.
Однако вот тут и встаёт вопрос о смене всей парадигмы, т.е. видения мира нашими экономическими «управленцами». И у того же Делягина есть свои предложения, как этого избежать при запуске на полную политики стимулирования бизнеса.
Следует, например, «урезать» произвол монополий, которые привыкли безнаказанно задирать цены на свои услуги и товары. Вторая мера – нужен разумный протекционизм, по его словам.
Российское производство выживает и побеждает во многом вопреки, а не благодаря
Ныне и налоговая и таможенные системы РФ подавляют российское производство. Кроме того, считает эксперт, назрело ограничение финансовых спекуляций. Через это прошли все развитые страны мира от Америки до Японии. Китай и Индия такую политику продолжают и сегодня.
«Если вы развиваете национальную промышленность при открытых финансовых спекуляциях, то у вас случается обвал валюты как в Турции. Если же вы пытаетесь удержать валюту, то душите местное производство, как в России», - заключает он.
Также не мешало бы и ограничить вывоз капитала за рубеж, если бизнес не покупает на эти деньги нужное стране оборудование и технологии.
Тонкости статистики
Экономическое руководство рапортует о том, что сейчас было всего лишь «охлаждение после бурного роста». Да, три года после начала СВО экономика росла по 4% в год. Но это ли бурный рост - спрашивает Делягин. Настоящий бурный рост, добавляет он, это когда под 10% в год, когда за десятилетие объём экономики удваивается.
Но Россия в 1990-х выбрала иной путь, хотя могла расти почти такими же темпами, как КНР. Не случилось. И по сей день удавка «борьбы с инфляцией» душит нашу экономику.
Кто вложит иную картину мира в головы наших экономических «капитанов»?
В первом полугодии 2025 года наш «рост» составил 1,2%, при учёте того, что статпогрешность при подобного рода подсчётах – 3%.
«Есть ли рост, нет ли роста – науке это неизвестно», - резюмирует Михаил Делягин.
Скоро сказка сказывается
Да, вот же ещё один повод повторить «жить стало лучше, жить стало веселее»! Нет дефицита, цены стали падать! Те же яйца два года назад стоили под сотню десяток, а теперь – всего лишь 40-45.
Иллюзии – вещь опасная. Тяжела ли жизнь или хороша – нужно смотреть на неё открытым, прямым взглядом. Потому и нужно заметить, что в России перепроизводство яиц как ответ на дефицит двухлетней давности.
Китеж-град ждёт своих героев
Как подчеркивает Делягин, транспортники и угольщики, в свою очередь, бьют тревогу – у них жесткий спад грузоперевозок и продаж. Упало и машиностроение, производство цемента.
Да, экономическая реальность – штука сложная. Кто-то и впрямь наварился на событиях первой половины двадцатых. Нехватка рабочих – многие на фронте – так сварщики и каменщики пируют, у них «гонорары» скакнули. Только это не на многое повлияет.
Делягин в Госдуме
Растет дефицит бюджета, поэтому Михаил Делягин допускает, что осенью правительству и Думе придется задуматься о сокращении социальных расходов на будущий год. Будут ли задействованы «мощности» Фонда национального благосостояния для развития страны? Вопрос риторический.
Правительство и по сей день предпочитает складывать деньги под проценты в банки, просто напоминает Делягин. А Россия все так же ждёт, когда Китеж-град появится из под воды...
