Тоска по Родине или политический пиар?
Чулпан Хаматова, одна из самых узнаваемых лиц отечественного кинематографа, покинула Россию сразу после начала специальной военной операции на Украине. Тогда она находилась за границей и приняла решение не возвращаться домой. По некоторым данным, у актрисы имелась недвижимость в Латвии, что облегчило переход на новую жизнь.
Вначале ей удалось интегрироваться в культурную среду Риги: она получила работу в местном театре, участвовала в гастрольных турах, выступала перед зарубежной публикой. Однако карьера в Латвии вскоре пошла на спад — одной из причин стало незнание актрисой латышского языка, что ограничивало ее возможности в театральной среде.

Спустя несколько лет жизни за рубежом Хаматова заявила о своей тоске по родной стране. По ее словам, каждый раз, когда она оказывается в аэропорту и видит рейсы в Москву, у нее перехватывает дыхание. Актриса признается, что скучает по друзьям, семье, знакомым запахам и звукам — по тем маленьким, но важным деталям, которые делают дом домом.
Однако эти слова вызвали неоднозначную реакцию, особенно среди тех, кто считает действия Хаматовой предательскими. Среди первых, кто открыто высказал свое отношение к этим признаниям, оказалась Яна Поплавская.
«Нам было хорошо без нее»
Услышав слова Хаматовой, Яна Поплавская не сдержала эмоций. В беседе с журналистами издания «АиФ» она резко раскритиковала бывшую коллегу, отметив, что общество легко пережило её отсутствие.
«Зачем она нам нужна? Как-то обошлись без нее. Вы заметили какую-то потерю? Может быть, у нас театр перестал существовать? Может быть, у нас кино остановилось? Нет? Небо на землю не упало, правда? Нет и нет», — заявила актриса.
Её тонкие намеки на то, что Россия продолжает развиваться и без участия Хаматовой, звучали почти с издёвкой. По словам Поплавской, актриса давно утратила связь с обществом, а её отъезд даже пошёл на пользу отечественному искусству.

Более того, Поплавская призналась, что ей физически противно от мысли, что Хаматова может снова ходить по улицам Москвы.
«Есть брезгливость. У меня сразу возникает картинка, как стоит Хаматова на митинге, поливает Россию и собирает деньги на ВСУ. Для любого человека это был бы приговор», — добавила она.
Эти слова, конечно, не остались без внимания. Они подняли волну обсуждений: где заканчивается профессиональная деятельность и начинается политическая позиция? И имеет ли право человек, сделавший свой выбор, вернуться в пространство, которое его уже не принимает?
Кто такая Чулпан Хаматова сегодня?
Чулпан Хаматова — актриса, ставшая символом российского кино конца XX — начала XXI века. Ее имя связано с такими культовыми проектами, как «Дети Арбата», «Дневник его жены», «Старые песни о главном», «Гроза» и многие другие. Она также была одной из основательниц благотворительного фонда помощи онкологическим больным «Подари жизнь».
Однако именно участие в этом фонде и его деятельность за пределами России стали предметом пристального внимания государственных органов. После ухода Хаматовой из страны фонд был признан иноагентом, а сама актриса попала в список лиц, связанных с антироссийскими организациями.

Сейчас, вне зависимости от тоски по Родине, для Хаматовой практически закрыты все двери в отечественном шоу-бизнесе. Ее последние проекты не имеют никакого отношения к России, а публичные выступления в СМИ чаще всего критикуются или игнорируются.
Заявление Яны Поплавской быстро набрало популярность в российских соцсетях. Многие пользователи поддержали её позицию, называя Хаматову «предательницей» и «чужой». Другие же упрекнули актрису в чрезмерной жестокости и напомнили, что свобода слова распространяется и на тех, кто думает иначе.
Может ли Хаматова вернуться?
Вернуться в Россию — возможно, это действительно мечта Хаматовой. Но реальность такова, что сделать это будет крайне сложно. Во-первых, формально она может быть объявлена персоной нон грата. Во-вторых, общественное мнение вряд ли примет её обратно, особенно если она не изменит свою позицию.

В-третьих, есть риск юридических последствий: как уже говорилось, фонд «Подари жизнь» находится под контролем надзорных органов, а любое появление Хаматовой в стране может повлечь административные или даже уголовные меры.
Поэтому пока что мечта актрисы остается мечтой. Москва, которую она помнит, изменилась. А может быть, это она сама стала другой.
