Согласно теории поколений человечество развивается циклично и раз за разом проходит четыре этапа: кризис, подъем, спад и пробуждение. Новые поколения появляются каждые 20-25 лет и их ценности и воззрения разнятся со взглядами родителей. Основная задача теории выявить эти различия и объяснить их, чтобы облегчить коммуникацию. Сразу отметим, что классификация, обозначенная ниже, в определенной мере условна. Но определённые тенденции она подмечает верно.
Молчаливое поколение (1925 — 1944)
Самое малочисленное из ныне живущих поколений. Тем, кто родился в этот промежуток времени, довелось формироваться в крайне неспокойное время. На долю этого поколения выпала Великая Отечественная война, репрессии, голод, необходимость много и тяжело работать.
Представители поколения редко высказывают свое мнение вне семьи. Цензура, война и репрессии научили детей не выделяться из толпы. Именно поэтому поколение и называется «молчаливым». Они ответственны, трудолюбивы и бережливы.
Основные черты:
- терпеливость,
- уважение к закону и социальным нормам,
- умение трудиться,
- нежелание открыто высказывать собственное мнение,
- бережливость,
- доверие к врачам.
Поколение бэби-бумеров (1944 — 1967)
Своё название поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. Фундамент их мировоззрения строился на теории победителей. Это и, победа над фашизмом во Второй мировой войне, и восстановление страны, и первые космические успехи, и победа над бедностью и массовыми бедами, присущими капитализму. Именно эти события стали поводом формирования у советского человека веры в то, что они являются представителями супердержавы.
Если рассматривать черты характера, которые присущи таким людям, то можно отметить, что у них преобладает коллективная деятельность. Это относится и к спорту, и к общению, и к индивидуальной деятельности.
Основные черты:
- активное построение карьеры,
- крепкие дружеские связи,
- решительность,
- оптимизм,
- стремление рано обзавестись семьёй.
Поколение Х – «Иксы» (1967 — 1984)
На формировании представителей этого поколения сказались холодная война, афганские конфликты, крах советской номенклатуры, перестройка, развитие коммуникаций и ослабление цензуры.
Поколение Х — самостоятельные, неизбалованные, технически подкованные. Полагаться только на себя и быстро перестраиваться их научило резкое изменение курса страны. Бум разводов, как резкий скачок от коллективизма к индивидуализму, в стране начался именно с этого поколения. Плоды этого пожинаем мы все сегодня.
Основные черты:
- готовность к изменениям,
- техническая грамотность,
- космополитизм,
- неформальность взглядов,
- прагматизм,
- стремление к равноправию.
Поколение Y – «миллениумы» и «миллениалы» (1984 — 2000)
Миллениалов в России больше всего — 28,5%. Поколение Y очень отличается от всех предыдущих. Они застали распад СССР, девяностые, теракты, появление зарубежных товаров, распространение интернета, новую музыку, дух свободы, пейджеры и сотовые телефоны, интернет и компьютерные игры.
Из-за расцвета субкультур, влияния религиозных институтов и эзотерических течений, неудивительно, что миллениалы стремятся к самовыражению. Это поколение полагается на себя, а не на государственные институты, оно легко принимает новое.
Прогресс в сфере коммуникаций сделал миллениалов общительными, но ослабил социальные связи. Так же поколение застало музыкальный бум в России, отсюда любовь к большим музыкальным фестивалям и к массовым праздникам.
Основные черты:
- независимость,
- толерантность,
- предпочитают фриланс офисной работе,
- предпочитают учиться всю жизнь, осваивать новые навыки,
- привыкли к доступности информации,
- много времени проводят в интернете,
- забота об экологии.
Зиллениалы (~1993 — 2000)
Это переходное микропоколение, которое некоторые социологи выделяют между миллениалами и зумерами. Зиллениалы имеют поведенческие черты одновременно и тех, и других.
Представители поколения наблюдали постепенное развитие технологий от аналога к цифре. На их детство пришлись первый iPhone, Game Boy Advance и PSP. Они активные пользователи социальных сетей с самого их появления, однако для большинства TikTok — такая же новинка, как и для миллениалов.
Поколение Z - «Зуммеры» (2000 — 2011)
Зуммеры получили свое название от английского слова zoom — увеличивать, приближать, потому что буквально с рождения осваивают функцию «зум» на смартфоне. Сильнее всего на зуммеров России повлияли: цифровизация, несменяемость власти, отсутствие чётких перспектив. В отличии от миллениалов, для которых гаджеты — инструмент решения задач, зуммеры проводят в интернете все свое время. Это место знакомства, работы и проведения досуга.
Отличительные черты:
- клиповое мышление,
- толерантность,
- начинают рано зарабатывать,
- чаще страдают от депрессии,
- ценят личное пространство.
Поколение «Альфа» (с 2011)
Это дети, которые уже от рождения обладают высоким уровнем технологических компетенций. Более того, старшее поколение не только признало этот факт, но и активно использует технологии в обучении поколения «Альфа» — все чаще в учебных программах отдается предпочтение смартфонам, планшетам и видео-контенту.
Основные черты:
- жизнь в интернете,
- иное восприятие времени и пространства,
- ответственность,
- многофункциональность,
- толерантность,
- забота и мире и о своем здоровье.