14 мая Владимир Путин утвердил своими указами руководителей министерств и вице-премьеров нового правительства России. Шаг на деле этапный, хоть и несёт на себе долю формальности, так как все кандидатуры прошли ранее «горнило» согласований в Госдуме и Совете Федерации РФ.
«Люди с земли» и майские указы
Представляя коллег друг другу, Путин отметил, что ряд новых министров вышли их губернаторского корпуса, то есть – трудились «на земле».
«Надеюсь, что они используют лучшие умения, наработки на местах, для того чтобы решать задачи, стоящие перед ними на федеральном уровне, с наивысшим эффектом», - заявил президент.
Путин также напомнил всем собравшимся о том, какие непосредственные задачи стоят перед ними. Несмотря на то, что бюджет свёрстан, его направления ясны, а стратегические задачи указаны в послании президента и новых майских указах, сейчас требуется донастройка бюджетов для всех утверждённых нацпроектов страны. Сделать это следует как можно быстрее.
Напомнил министрам и всей стране президент главные темы, направления работы нового «призыва» правительства. Это поддержка семей, граждан, бизнеса. Для этого также следует в министерствах «донастроить» кадровый параметр, принять необходимые решения на уровне замминистров и далее.
Не миновал президент и такое измерение, как сроки. При формально трехлетнем бюджете, Путин вспомнил об одном из главных пунктов всех своих недавних стратегических документов: все планы свёрстаны на шесть лет. Не меньше.
Но, пожалуй, наиболее характерным является такое высказывание Путина на встрече с министрами и вице-премьерами:
«Для устойчивого развития страны важно работать в одном строю, говоря военным языком, с депутатами Думы и регионами России».
Вектор на мобилизацию
Это было сказано явно не просто так. Долгие годы после крымских событий 2014 года и обозначившегося противостояния с Западом, которое обострилось в 2022 году и доныне, шли разговоры о «мобилизационной экономике» и мобилизационном пути развития России.
Перестановки, которые постигли правительство в этом мае, пока расцениваются политологами и экономистами как продолжение прежнего сценария работы власти. В частности, отмечается, что Путин сохранил весь «условно либеральный» финансово-экономический блок: Решетникова, Силуанова, Набиуллину.
Однако оговорка Путина про работу в одном строю тоже появилась не просто так. «Возвышение» Дениса Мантурова в новом составе правительства явственно показывает «мобилизационный» если не характер кабинета, то «крен» в его работе. Ведь в зоне ответственности Мантурова находится сейчас оборонно-промышленный комплекс со всеми вытекающими смыслами.
Намёк на «мобилизационный уклон» в работе нового правительства имели и события «вокруг». Ведь утром того же дня стало известно о ещё одном арестованном в составе правительства – замминистра обороны Юрии Кузнецове. Такой ход тоже можно считать прямым посылом для новых членов кабмина.
Думается, что все собравшиеся в тот момент в зале, послание «считали». А глава кабмина Михаил Мишустин ответил Путину просто:
«Мы – ваша команда».
Госкапитализм как главный инструмент
Интересно в этой связи обратить внимание и на общий месседж выступлений кандидатов в правительство в Госдуме, например.
Большинство претендентов на посты как по мановению волшебной палочки забыли про такую вещь как могучая и невидимая «рука рынка», которая якобы самым благоприятным образом всегда выводит Русь-матушку на путь истинный. Только кандидат в министры экономического развития Максим Решетников походя упомянул «рыночные отношения».
Необходимость одновременно модернизировать экономику и воевать не оставляет места для псевдорыночной болтовни
А кандидат на тот момент в министры финансов, известный как либерал-монетарист, Антон Силуанов говорил только о финансировании нацпроектов и точечных изменениях в налоговой политике.
Все остальные же, включая кандидатов-новичков (Алиханова, Оксану Лут, Цивилёва, Старовойта) как один заявили о необходимости усиления государственного начала в работе экономики.
Так, Валерий Фальков от Минобрнауки перед народными избранниками просто в очередной раз заявил тему отказа от Болонского процесса в высшем образовании – исчезнет ступень бакалавриата и соответствующая квалификация в высшем образовании. Радикально, ничего не скажешь. По его словам, это позволит отказаться от разноголосицы в методиках школьного образования.
В тон ему вещал и Антон Алиханов, который пообещал России возродить легендарную русскую инженерную школу. Каковая должна послужить масштабнейшему технологическому обновлению страны.
Главный же контрагент в экономике, по мнению всех выступавших – государство. Оно должно сконцентрировать всех силы на стратегических задачах, которые «разложены» по нацпроектам.
Это в свою очередь, выведет страну к новому технологическому укладу, который и обеспечит геополитическую самостоятельность РФ.
Что можно добавить к сказанному? Первое – кандидаты в правительстве показали своё умение мыслить стратегически и, как минимум, на словах, готовы к работе над прорывными задачами в полумобилизационном режиме.
Ну а второе касается исторических и страновых параллелей. То о чём говорили и министры, и президент, есть задача построения новой экономики. А роль государства в ней, на которой акцентировали внимание в Госдуме, соответствует примерно тем подходам, которые в 1950-1970-х годах господствовали в Японии и Южной Корее.
Южнокорейские корпорации, становившиеся при тесной помощи государства, и по сей день держат экономику страны. На фото: наследник Samsung Ли Чжэ Ён
Именно такой подход в те десятилетия обеспечил данным странам рывок в число стран-лидеров по выпуску высокотехнологичной продукции. Ещё большей была роль государства в модернизации экономики Китая в 1980-1990-х годах. И в правительстве России и администрации президента об этом явно знают.