Потому и появляются всё новые и новые данные из архивов самых разных уровней и ведомств о том, что творили и за что ответственны душегубы Гитлера, Хорти, Муссолини, Антонеску и прочих, им подобных.
Свидетель из ада
УФСБ России по Республике Крым и Севастополю раскрыло детали смерти пионера Вити Коробкова (на заглавном фото - памятник ему в Феодосии) и его семьи, давно уже ставших легендарными. Ранее была известна только общая канва истории Коробковых.
Их схватили в феврале 1944 года с отцом в Феодосии. Туда они добрались из леса, от партизан, которые отправили их в город с заданием. Витю Коробкова расстреляли 9 марта того же года, ему едва исполнилось 15 лет.
Витя Коробков
Источником сведений о судьбе Вити и Михаила Коробковых стали показания в КГБ Ибрагима Аганина. Этот человек завербовался служить в контрразведку 17-й немецкой армии, которая и «держала» Крымский полуостров, в подразделение «ГФП-312».
Аганин был не прост: это был наш разведчик со знанием языков. Его внедрили в немецкую контрразведку для передачи нужной советским войскам информации.
Работа у Аганина была почти такой же адской, как и у партизан. В силу обязанностей ему приходилось присутствовать при пытках, жестоких допросах, которым подвергались советские разведчики, партизаны, партийные работники и другие арестанты.
Двое из леса
Так вот, благодаря Аганину стало известно, что Михаил Коробков был участником городского подполья. Его сын, Виктор, был связным с членами партизанских группировок, которые скрывались в старокрымском лесу.
Витя собирал информацию о силах врага в окрестностях, с отцом печатал и распространял листовки. В феврале 1944 года их в Феодосии схватили гестаповцы: Коробковы шли на очередное задание.
«Татарский Штирлиц», Ибрагим Аганин, рос среди немцев Поволжья
Аганин описал отца и сына:
«Это были мужчина нездорового вида 35-40 лет и мальчик лет 15. Отец утверждал, что у него туберкулёз и ему осталось жить всего два месяца. Оба заявляли, что не имеют отношения к партизанам».
Нацистские палачи не стеснялись никого и при переводчиках били и отца, и сына.
«Следователь Бюльд орал на Витю, при мне стал избивать его. Кованым сапогом ударял его и немецкий переводчик Ламп», - показал на допросах в УКГБ Крыма после Аганин.
Герой в 15 лет
Избивали их несколько дней. Коробкова-старшего немцы сломали только тем, что заявили, что он должен рассказать всё, если хочет, чтобы сына не убили и избавили от побоев.
«Он говорил, что работал в типографии Феодосии. Опасаясь, что попадёт в немецкий концлагерь, ушёл к партизанам. Из-за обострения туберкулёза партизаны отпустили его в Феодосию, однако дали задание помогать тем, кто обратится к нему», - гласят показания Аганина.
Коробковы и миллионы других приближали День Победы, не дожив до него сами
Коробковых это не спасло. Михаила расстреляли в конце зимы с группой других пойманных партизан. Витю – 9 марта 1944 года. За пять дней до этого ему исполнилось 15 лет. Так или иначе, Коробковы выдали только себя, а не своих товарищей-партизан. Посмертно Витя Коробков был награждён медалью «За отвагу».
Люди и псы
По данным Аганина, в Старом Крыму дислоцировалась «Абвергруппа-302» под кодовым названием «Геркулес». Это было подразделение разведки вермахта и с ней сотрудничала «ГФП-312» «Абвергруппа-302» вела разведывательные и диверсионные операции против Красной Армии и партизан.
«Засылали провокаторов в отряды партизан, направляли агентов в тыл советских войск», - вспоминал Аганин.
У обоих подразделений немецкой разведки в Крыму руки по локоть были в крови. Аганин был ценным свидетелем. Ему, увы, довелось видеть много жутких вещей. Так, житель Старого Крыма Сергей Талдыкин работал переводчиком у немцев при комендатуре.
На открытии мемориала жертвам нацизма под Гатчиной
Он также вёл работу в партизанском подполье, однако был раскрыт и схвачен. Как рассказывал Аганин, после «мероприятий» Талдыкина нельзя было узнать. Немцы сняли скальп, сломали ему ноги, натравливали псов.
Плевок в лицо чудовищам
Есть данные и о других детях-партизанах, замученных гитлеровскими палачами. Девочка Люда узнала месторасположение немецких батарей близ Феодосии. Её с другими подростками поймали и расстреляли нацисты.
Другие герои, приговоренные немцами к смерти, вели себя не менее мужественно. Партизан Стоянов (один из братьев Стояновых, чья память увековечена в названии улицы в Старом Крыму) был схвачен в том же феврале, что и Коробковы.
В освобождённом Севастополе
Перед казнью он плюнул в одного из палачей, а переводчика пнул в живот. Товарищей не сдал, несмотря на пытки.
Не забудем никого
Напомним, что оккупация Крыма немецкими и румынскими войсками в ходе Великой Отечественной войны длилась почти два года: с июля 1942 года по май 1944-го.
Пленные немцы после разгрома в Крыму в мае 1944-го. Все эти кадры только об одном: забывать мы не имеем права!
По существующим данным, там были убиты свыше 107 тыс. мирных граждан, и почти 45 тысяч военных. В Германию и её страны-сателлиты были угнаны 85,4 тыс. человек.
Цифры эти постоянно пополняются, так как о преступлениях нацистов регулярно рассекречиваются новые документы. И в странах бывшего СССР, и в других государствах.