Если море нельзя перекрыть...
Министр обороны Литвы Довиле Шакалене выступила с утверждением, что задержание судов будет «оправданным шагом», поскольку те из них, на которые наложены санкции, не должны спокойно и беспрепятственно ходить по морю.
В этом ее поддержал Жигимантас Вайчюнас, министр энергетики. По его мнению, меры против «теневого флота» могли бы помочь достичь результатов, которых власти не в состоянии добиться при помощи санкционного режима. Однако, учитывая масштаб планируемой операции, странам ЕС потребуется поддержка НАТО.
При этом, как пишет газете Politico, захват связанных с РФ танкеров станет нарушением международного права и будет сопряжен с риском эскалации отношений с ней.
«Захваты судов, безусловно, будут оспорены на основании международного права, что может обойтись странам ЕС в десятки миллионов. В политическом плане это будет неразбериха», - отметил в беседе с изданием Айзек Херст, адвокат юридической фирмы International Maritime Group.

Вайчюнас считает: без поддержки НАТО не обойтись
Напомним: после обострения конфликта на Украине в 2022 году Евросоюз в рамках антироссийских санкций ввел ограничительные меры в отношении 79 нефтяных танкеров, якобы связанных с Россией. Ряд стран ЕС, включая Литву и Эстонию, планируют создать список «надежных морских страховщиков».
Если судно, следующее в акватории Балтийского моря, не будет застраховано компанией, входящей в этот список, то его задержат. Как уточняется, подобные меры должны воспрепятствовать проходу судов, входящих в состав российского «теневого флота», и усложнить РФ обход западных санкций.
В первой половине января 2025 года власти США существенно расширили санкции в отношении российского топливно-энергетического комплекса. Под ограничения попали два нефтяных гиганта - «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз». Блокирующие ограничения также были введены в отношении крупных страховых компаний «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование».
В общей сложности в перечень попали 100 судов, участвующих в перевозке российских углеводородов, и более 30 нефтесервисных российских компаний, включая «РН-Бурение» и «Технологии ОФС». Эти меры, как утверждали эксперты, в значительной степени затруднят доставку нефти и нефтепродуктов из РФ ключевым покупателям - Китаю и Индии.

Доставка нефтепродуктов может быть затруднена
«Около 50% подсанкционной российской морской нефти проходит через Финский залив, - заявил министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна. - Мы видим и экологические угрозы, и нападения на нашу подводную инфраструктуру. Вопрос в том, что мы сможем сделать с этими судами? Перекрыть все море мы не имеем возможности, но зато можем усилить контроль. Для этого есть масса возможностей».
Принцип свободы судоходства
Впрочем, воплотить новые планы в жизнь будет непросто. Эксперты и юристы по морскому праву перечисляют следующие «подводные камни»: правовые ответные меры со стороны России, высокие финансовые затраты и обременительную логистику. Наконец, придется преодолеть целый лабиринт мировых законов о судоходстве.
По словам Сергея Беляева, посла России в Швеции, планы по массовому задержанию судов в Балтийском море могут привести к очень серьезной эскалации. Международное морское право предполагает принцип свободы судоходства, а также совершенно четкий перечень тех случаев, при которых возможно задержание судов.

Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в королевстве Швеция Сергей Беляев
«Перевозка энергоносителей и даже нарушение подводной инфраструктуры к такому перечню не относятся», - пояснил российский дипломат.
То или иное государство может помешать нормальному прохождению судна даже через свое территориальное море только с разрешения государства флага этого судна. Если произойдет слом системы международного морского права, многие государства окажутся в ситуации хаоса и беспредела, отметил в беседе с RTVI Беляев.
В декабре прошлого года финские власти задержали судно Eagle S по подозрению, что оно саботировало подводные кабели, соединяющие Эстонию с Финляндией. Это событие, как пишет Politico, «стало новым фронтом в тайной войне между Россией и Западом». Теперь европейские страны ведут закулисные переговоры о масштабных захватах нефтяных танкеров Москвы в Балтийском море.
Как считает Всеволод Шимов, советник Российской ассоциации прибалтийских исследований, Запад видит себя в состоянии конфликта с Россией, Балтика - один из основных «театров» действий. Выдавить оттуда РФ и сделать море своим внутренним - давняя мечта Европы. Поэтому практически все страны ЕС в меру сил и возможностей работают над ее осуществлением.

По мнению Шимова, Запад мечтает вытеснить РФ из Балтики
Как стало известно из достоверных источников, отрабатываются даже сценарии блокады Балтийского моря для России. При этом Запад хочет сделать этот процесс максимально безболезненным для себя и втягиваться в открытый конфликт пока не готов. Поэтому, скорее всего, будут создаваться поводы для ограничения гражданского судоходства при одновременном наращивании военного присутствия НАТО на Балтике.
Учитывая, что у Запада на Балтийском море сейчас «контрольный пакет», создать проблемы для российского судоходства вполне реально. По словам Всеволода Шимова, остаётся надежда на то, что полностью закрыть Балтику Запад не сможет, так как это будет являться нарушением всех международных норм и правил и приведет к фактическому объявлению войны.
