На этот раз отличились темных дел мастера из вольной Казахии. А пострадали как жители Казахстана, так и России. Крупная афера коснулась более восьми сотен автомобилей и вдвое больше – их владельцев.
Это сладкое слово «халява»
Как выяснилось, в 2023 году мошенники из соседней страны выдумали такую схему. Потерпевшим предлагалось взять в кредит за вознаграждение в 2 млн тенге (порядка 400 тыс. рублей) автомашины. Также им предлагался возможный последующий выкуп по «льготной» цене.
Автомобиль - не роскошь, а вещь, нужная в хозяйстве. Потому мошенников следует опасаться на этом рынке всегда
«Лапшой на уши» было и обещание того, что купленные на жертв «схематоза» авто будут работать в таксопарках и каршеринге. Как и то, что взносы по кредитам будут за честных граждан вносить сами мошенники.
Как это обычно и бывает, оформив на доверчивых сограждан автокредиты, организаторы схемы «кидали» тех, прекращая платить по кредиту, сделав 1-2 платежа. Казахстанскую полицию завалило волной заявлений от потерпевших.
Продолжение – в России
Интересные события случились в России год спустя. Многие из тех, кто купил автомобили, особенно в автосалонах Питера, при визите в ГИБДД лишались покупки. Да, чаще всего это популярные модели из Кореи и Японии: Hyundai Elantra, Creta, Tucson, Sonata, Toyota Camry.
Hyundai Creta
Например, один из жителей Москвы, купил почти за два с половиной миллиона рублей кроссовер Hyundai Creta. Он брал его для матери, рассказывает Gazeta.ru, на день рождения. Однако той авто оказалось без надобности. Машину быстро перепродали. Только новая владелица потребовала от продавшего вернуть деньги. В чем дело?
При постановке на регистрацию в ГИБДД обнаружилось, что авто находится в списках международного розыска. А первый покупатель покупал «Крету» как машину, поступившую через Казахстан по параллельному импорту, через официальный салон.
Так вскрывается и вторая часть схемы казахстанских «умельцев». Как оказалось, оформленные на своих незадачливых сограждан в кредит машины, они отправляли не в таксопарки, а прямиком на «экспорт» в РФ. Попросту были сделаны фальшивые договоры купли-продажи с владельцами.
В соседней республике автомобили попали в розыск. Но при экспорте в РФ ни автосалоны, ни их клиенты не могли узнать, что те имеют криминальный след.
Разница – в процедурах
Причина: у нас информация о статусе автомобиля предоставляется по VIN-номеру (идентификационный номер транспортного средства), а в Казахстане – по номеру авто и свидетельства о регистрации.
Потому все такие «мошеннические» автомобили, купленные в прошлом году в Казахстане, в 2024 году в РФ были вполне законно оформлены. На них были заведены электронные техпаспорта и прочие необходимые документы.
И продавались официально. Теперь почти все эти более чем 800 авто в международном розыске по заявлению полиции Казахстана и пострадавших от «кредитной части» схемы.
Подвох заподозрить было невозможно?
В полицию обеих стран продолжают поступать заявления по поводу данных автомобилей. Пока что наши дорожные полицейские выявляют их, когда владельцы вынуждены обратиться туда для любой «документарной» процедуры. Это может быть переоформление владельца, смена фамилии собственника и иные случаи.
Многие и сейчас водят такие авто, не зная, что те разыскиваются. Организатор схемы в Казахстане, кстати, уже найден и задержан.
Что делать обманутым?
Теперь главный вопрос в том, что делать нашим соотечественникам, «нарвавшимся» на подобный автомобиль. Первая возможность: требовать возмещения от дилеров, продавшим им ТС.
Однако тут есть один нюанс. Если те знали, что продают незаконный автомобиль, то они могли уже подсуетиться и запустить собственное банкротство; вывести активы. В таком случае с них сложно что-либо будет получить.
Есть другой вариант. Чтобы оставить машину себе, нужно доказать, что являешься добросовестным покупателем. Придётся в суде объяснять, что не знал и не имел возможности узнать заранее, что машина в залоге.
Тут может помочь тот факт, что залоговые ограничения на авто были введены в Казахстане. Следовательно на наших соответствующих информресурсах таких данных не было и быть не могло.
Отметим в завершение ещё пару моментов. Со времён создания ЕАЭС Казахстан стал одной из баз для серьезной контрабанды акцизных товаров в Россию. Например, табачных изделий. С другой стороны, казахские власти не один год своими действиями провоцируют Россию на принятие самых разных мер. Например, переносить космодром.
Многие узнавали о том, что их авто в розыске, только в ГИБДД
Все эти разные вещи, от «левых» авто и сигарет до Байконура и транспортных магистралей из Китая в обход России связывает одно: странная (местами) политика руководства страны.
Так что казахским властями действительно стоит задуматься. Вряд ли автомошенничество доведёт до событий, подобных тому, что было в 2022 году, однако слабое госуправление и интриги – точно могут. Хотя и мошенников тоже стоит отловить. Государственные отношения – материя тонкая, любая мелочь их может омрачить.