России на деле довелось стать пионером в развитии боевой беспилотной авиации. Как рассказал в «КП» легендарный военкор Дмитрий Стешин, тогдашние первые кустарные дроны помогали при обороне ополчением ДНР донецкого аэропорта.
Рождение армии нового типа
Если изначально всяческие квадрокоптеры и самодельные планеры использовались как разведчики, то новое применение им придумали весьма быстро. Кто-то купил в ростовской «Икее» дешевый стакан, который разбивался при ударе о землю. В него стали вкладывать гранату. А это всё подвешивалось к беспилотнику. Вот они, плоды народной смекалки.
Но после этого пальму первенства в деле развития боевой беспилотной авиации перехватили украинцы. И явно не без подачи от западных военспецов.
Изначально наши увлеклись большими самолётами-беспилотниками
В 2022 году нашим уже пришлось догонять врага. Чтобы достичь хотя бы паритета в «малом небе» с ВСУ. Российские военная наука и производство сосредоточились на больших беспилотных самолётах, не поняв сначала потенциала коптеров и планеров с гранатами и снарядами.
Для начала пришлось изучить систему организации производства таких аппаратов у Украины. Там оказалось, что эта система предельно децентрализована. Любой человек с головой и руками может записаться в волонтёры.
После этого ему выдадут набор из рам, моторов, проводов-антенн, плат-полётных контроллеров. Собирается это всё на дому или в гараже. И таких «добровольцев» у ВСУ и прочих силовиков по стране сотни, а то и тысячи.
От тыла - фронту
Что ж, пришлось и нашим армейцам и просто патриотичным людям отвечать на такой вызов врага. Здесь наше военное ведомство поступило грамотно. Оно не стало задействовать громоздкую иерархическую систему с военно-промышленной комиссией, предприятиями и оборонно-конструкторскими бюро. А положилось на людскую выдумку.
Так и родился и один из самых массовых БПЛА самолётного типа – «Молния».
«В гаражах было сделано», - отметил в разговоре с тем же Стешиным командир подразделения беспилотников с литературным позывным «Печорин».
Да, «гаражная экономика» России ещё явит миру чудеса инженерной мысли
Плюс такого способа производства в том, что для государства полукустарщина обходится весьма дёшево, а это уже говорит об эффективности. Эффективна и сама «Молния».
«Несёт до трёх килограммов боевой нагрузки», - рассказал «Печорин».
Сейчас разработку этой модели курирует фирма «Судоплатов». Т.е. держит при себе техпараметры самолёта и осуществляет приёмку моделей от производителей «на дому». Так обходится и наша вездесущая бюрократия.
Сборка «Молнии» в полевых условиях
Кроме всего прочего, «народная схема» производства такой вот «Молнии» позволяет и держать «производителям» связь с теми, кто пользуется разработкой «по прямому назначению». Это помогает в режиме реального времени дорабатывать те или иные параметры модели. Представляете, как ускоряется процесс?
Сбить почти невозможно
Теперь о том, зачем нужен такой вот «кустарный самолёт» без пилота. «Молния» имеет разработанную систему самонаведения с искусственным интеллектом. Её программное обеспечение можно прямо на месте боезадачи перенастроить под текущие условия погоды.
Система машинного зрения, по сути - головка самонаведения (ГСН), является компьютером, который анализирует изображение с камеры. Когда оператор захватил цель и перевел машину в режим самонаведения, то даже вражеская система РЭБ не сможет его «сбить с пути». Даже если прервётся связь, самолёт выполнит свою задачу.
Точные характеристики самолёта сейчас засекречены. Однако он считается средством дальней доставки снарядов, что бы под этим ни подразумевали сами военные.
Компактный «аппарат» спокойно перевозится в багажнике наших старых советских легковушек. Это позволяет маскировать оружие, что немаловажно.
Ну а работает БПЛА как воздушная артиллерия, то есть по факту помогает орудиям, штурмовой авиации и условным «Градам».
«Пробиваем крыши и стены укреплений противника. После в проломы заходят квадрокоптеры или FPV-дроны», - пояснил «Печорин».
Помощь беспилотников при штурмах неоценима
Это позволяет точечно зачищать укрепрайоны ВСУ параллельно или уже после «генеральных» штурмов населенных пунктов. Такими комбинированными дроновыми атаками на «точке» уничтожается всё.
Подобные разработки и позволяют нам сейчас удерживать паритет с ВСУ по многим направлениям «нетрадиционной» войны, там где нет смысла уже применять «старые» средства.
Урок от ВСУ усвоен, идём к победе
Характерным признанием заслуг такой вот полукустарной «оборонной промышленности» стало и признание власти. На встрече с военкорами в мае министр обороны России Андрей Белоусов оценил:
«Нас на данный момент устраивает децентрализация в производстве БПЛА и средств РЭБ».
Министр признал эффективность децентрализованной системы
В общем, если нужно было учиться у врага – того же ВСУ, запустившего «распределённую» систему сборки важного оружия, то это урок нами усвоен. И признание государством важности «народного почина» и «вписывания» его в общую стратегию победы и есть тот самый управленческий прогресс.