Самое первое, что нужно знать о баронах – это то, что цыганская община выбирает их из числа наиболее уважаемых представителей среднего или старшего возраста. При этом не факт, что сын цыганского барона сам станет бароном. Есть одно важное «но»: жена цыганского барона никогда не становится баронессой.
Скажем сразу: это в принципе не представители интеллигенции (хотя встречаются и такие). У цыган, как у потомков кочевого народа, не было никакой наследственной аристократии. Не было в общинах и жёсткой системы иерархии, или, например, какого-либо деления на благородных и простолюдинов. В таборе все цыгане были равны – вот по такому принципу они жили.
Тем не менее, к цыганским баронам негласно предъявляются определенные требования: он должен хорошо знать цыганский язык, обычаи, а также законы и нравы, в соответствии с которыми живёт община. Он должен уметь защищать интересы цыган во взаимодействии с местными властями, например, в конкретном селе или городе.
К слову говоря, собственно титул цыганского барона не имеет ничего общего с европейским бароном или аристократом. Суть в том, что у цыган это просто «бАро», что означает «большой». И ударение падает строго на первый слог. Например, «форо баро» переводится как «большой город».
Ром баро буквально переводится как «большой цыган». Цыганского барона также называют «баро мануш» — «большой человек» или «рай баро» — «большой глава». Однако в XIX веке австрийцы услышали это слово как «барон». В итоге передали его в другие языки Европы, включая русский. Так и появились цыганские бароны.
Примечательно, что великий австрийский композитор Иоганн Штраус окончательно закрепил этот титул в общественном сознании своей известной опереттой «Цыганский барон», написанной в 1885 году.
Что касается полномочий, то цыганский барон не является полновластным правителем общины ромалов. Но, будучи старейшиной, он может решать споры не только между самими цыганами, так и с не цыганами.
Кроме того, у барона нет права казнить провинившихся цыган, но он может наказать ослушников, изгнав их из общины на всю жизнь.
«Для образцового цыгана это хуже смерти», – так говорят сами цыгане.
Интересно, что у цыганских баронов есть так называемая зарплата. Как правило, за свою работу они получают определенную долю от заработка каждого цыгана – обычно около 10%. В итоге иногда это приносит им целые миллионы. Вот этим часто и можно объяснить те самые массивные золотые цепи и дорогие автомобили, которые они демонстративно паркуют перед дверями огромных дворцов, которыми так любят хвастаться цыгане.
А еще барона могут «уволить». Если он не оправдывает ожиданий общины, то его могут лишить должности на собрании за ошибки. А после просто выбрать другого барона, забыв о прежнем. Примечательно, что в одной крупной цыганской общине может быть несколько баронов, и к каждому из них цыгане могут прийти за советом и поддержкой.
В некоторых европейских странах, в том числе в Румынии и Болгарии, цыганским властям выдают специальные документы, которые подтверждают статус «цыганского барона». Благодаря этому местные чиновники лучше понимают, с кем следует общаться в той или иной цыганской общине. В нашей стране цыганские общины могут выдавать подобные документы своим старейшинам. Однако здесь они не будут иметь юридической силы.
Что ни говори, а цыгане любят жить «дорого богато». Например, строить настоящие замки, которые стоят миллионы долларов и порой напоминают шедевры мировой архитектуры.
«Ну, и, конечно же, цыганские бароны обожают устраивать пышные свадьбы для своих детей, на содержание и жизнь которых тратятся огромные деньги», - рассказывают знающие люди.
Что уж говорить о чрезвычайно пышных похоронах баронов, увидев которые неподготовленный человек может впасть в ступор от удивления. В частности, могилы баронов могут быть оформлены как целые мраморные дома с несколькими комнатами, мебелью, техникой, а также гаджетами, золотом и коврами на полу. Сюда же кладут любимые вина барона, виски или коньяк. Все это великолепие венчает чудаковатый надгробный памятник ушедшего, изображающий покойного в полный рост или сидящего за столом, уставленным едой.
Россияне по-разному относятся к цыганам. Одни относятся к ним нейтрально, другие же считают их не самыми благоприятными элементами общества. В общем, мнения разделились. Только посмотрите, что они пишут (стиль и орфография соблюдены):
Татьяна Цветкова: «В "1978 году ехала в техникум, в проходе Казанского вокзала промышляли цыгане, одна подошла, попросила две копейки на лекарство, на руках был младенец, я и не заметила, как лишилась всех денег из кошелька, рублей 30 было, со слезами на последние копейки доехала».
Андрей С.: «Был в нескольких цыганских домах, выставленных на продажу. Там и мраморные лестницы, и залы, на которых можно ездить на взрослом велосипеде, и шикарная отделка с мебелью из красного дерева, и три этажа, как минимум, и много чего интересного. Никогда такие дома на честно заработанные средства не построишь».
Юрий М.: «Я видел настоящего цыганского барона в нулевых годах. Он приехал в Краснодар из Румынии для поисков местного барона, который пропал, возможно, был похищен или убит. Это был человек, очень напоминающий преподавателя какого-нибудь вуза, в очках, в шляпе, в костюмчике и галстуке, никаких золотых цепей. Он пришёл в прокуратуру Краснодарского края, к дежурному прокурору. Сразу сказал, что он цыганский барон, но говорил он очень правильно, как образованный интеллигентный человек. Как дежурный прокурор ни пытался отправить его в милицию, этот барон всегда находил аргументы для обращения напрямую к краевому прокурору и добился своего. Краевой прокурор принял его в этот же день».
Влиятельные женщины в истории: «Вот это действительно любопытная история! Оказывается, за пределами расхожих стереотипов мир цыганских баронов гораздо интереснее, чем можно было подумать. Меня особенно удивило, что "барон" - это просто неправильный перевод слова "большой", а не какой-то там потомственный титул».