Венский документ ОБСЕ – что это?
Для начала рассмотрим, что собой представляет вышеупомянутый документ. Венский документ – серия соглашений о мерах укрепления доверия и безопасности между странами Европы, первое соглашение было согласовано в 1990 году. Договор вытекает из Хельсинкских соглашений 1975 года и Стокгольмского документа 1986 года. В 1992, 1994, 1999 и 2011 годах документ был обновлен. В 2011 году документ был принят 57 странами-участницами ОБСЕ, включая Россию, 1 декабря того же года он вступил в силу.
Документ включает целый комплекс политических и военных критериев, обеспечивающих большую открытость и предсказуемость военной деятельности стран-участников ОБСЕ. Подчеркивалось, что принимаемые в соответствии с документом меры ведут к укреплению доверия между странами ОБСЕ и уменьшают вероятность возникновения вооруженных конфликтов в зоне действия мер доверия и безопасности (МДБ). Эта мера распространяется на все участвующие государства.
Венский документ от 2011 года является бессрочным, несмотря на это предполагается обновление документа один раз в пять лет, но это зависит от решения Форума по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ.
Документ включает:
• Ежегодный обмен военными сведениями;
• Меры по уменьшению опасности;
• Осуществление контактов по военной линии;
• Предварительное уведомление об определенных видах военной деятельности и наблюдение за их реализацией;
• Обмен ежегодными планами уведомляемой военной деятельности и ограничительные положения по ее проведению;
• Соблюдение согласованных мер укрепления доверия и безопасности и их проверка;
• Проведение ежегодного совещания по оценке выполнения согласованных мер укрепления доверия и безопасности.
Для контроля выполнения Венского документа предусматривается проведение проверок любой страной-участницей ОБСЕ в зоне действия мер доверия и безопасности. В частности, предполагается посещение регулярных воинских формирований и частей.
Кроме того, участники Венского документа обязуются вовремя уведомлять друг друга о проведении военных учений, проводить консультации и сотрудничать в случае необычной военной активности или роста напряженности, а журналистам из всех государств-участников разрешается беспрепятственно освещать события.

Выход России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе
В 2007 году Россия вышла из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), чем заставила европейские государства вспомнить о Венском документе. ДОВСЕ был подписан 19 ноября 1990 года в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО, а также шестью государствами-участниками Организации Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия). В силу документ вступил 9 ноября 1992 года.
Указ «О приостановлении действия Договора об обычных вооружённых силах в Европе и связанных с ним международных договоров» 13 июля 2007 года подписал Владимир Путин. 10 марта 2015 года Россия сообщила о приостановлении участия в заседаниях Совместной консультативной группы по Договору об обычных вооружённых силах в Европе. Тем не менее, Россия формально остается участником ДОВСЕ.
Согласно ДОВСЕ, обе группы участников имели право владеть:
• 40 000 танками;
• 60 000 ББМ;
• 40 000 артиллерийскими единицами калибра 100 мм и выше;
• 13 600 боевыми самолётами;
• 4 000 ударными вертолётами.
В качестве примера приведем квоты для СССР. Бывшая страна советов имела право располагать, в соответствии с документом, на вооружении 13 150 танков, 20 000 ББМ, 13 175 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 5 150 боевых самолётов, 1 500 ударных вертолётов. В реальности СССР по состоянию на 1 января 1990 года располагал 20 694 танками, 29 348 ББМ, 13 828 артиллерийскими системами калибра 100 мм и более, 6 445 боевыми самолётами и 1 330 ударными вертолётами. Другие страны-участники ДОВСЕ имели схожую статистику.
Россия вышла из ДОВСЕ по ряду причин, таких как:
• Уклонение Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии от оформления изменений в составе групп стран-участниц ДОВСЕ в связи с их присоединением к НАТО;
• Превышение государствами-участниками ДОВСЕ «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения НАТО;
• Негативное воздействие планируемого размещения обычных вооружений США на территории Болгарии и Румынии на соблюдение «групповых» ограничений ДОВСЕ;
• Невыполнение рядом государств-участников ДОВСЕ принятого в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;
• Отказ от выполнения со стороны Венгрии, Польши, Словакии и Чехии принятых в Стамбуле обязательств по корректировке территориальных предельных уровней;
• Негативное воздействие неучастия Латвии, Литвы и Эстонии в ДОВСЕ (которое привело к появлению территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран) на выполнение Россией своих собственных обязательств по Договору на северо-западе Российской Федерации.

Почему Россия вышла из Венского документа ОБСЕ
Глава делегации России на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности Константин Гаврилов сообщил: «На решение о выходе из договора повлияла приостановка выполнения обязательств в отношении России со стороны Чехии, а также отказ Украины участвовать в ежегодном обмене военной информацией в 2023 году. Российская сторона не может допустить, чтобы информация об армии попала в руки этих стран. Москва в этом вопросе соблюдает принцип взаимности и пытается избежать негативных последствий».
Константин Гаврилов также заявил, что Россия и Белоруссия в начале марта 2023 года обратили внимание, что западные страны полноценно не участвуют в обмене военной информацией и искусственно блокируют верификационную деятельность в рамках Венского документа. Россия уведомила Запад о выходе из Венского документа еще 16 января текущего года. Также глава российской делегации в Вене обвинил западные страны в наращивании масштабов и интенсивности учений.
Выходит, что причины выхода России из ДОВСЕ и Венского документа ОБСЕ примерно симметричны – Запад отказывается раскрывать свои данные о численности войск и проведении учений. Отсюда вытекает вопрос: зачем России делиться своей информацией с недружественными государствами? Особенно в свете проведения крайне важной специальной военной операции на Украине.
В частности, Россия обвинила 29 государств (Эстонию, Францию, Германию, Италию, Латвию, Польшу, Cловению, Швецию, Великобританию и другие) в том, что они не направили определенные уведомления. В письме сказано также, что Болгария, Польша и Франция не пригласили Россию на собственные военные базы, а Нидерланды исключили нашу страну из списка адресатов уведомлений.
В США заявляли ранее, что интерес России к Венскому документу «давно ослабевает». В Москве же допускали обсуждение модернизации договора при условии отказа НАТО от политики сдерживания России и восстановления отношений. В августе 2022 года министр обороны Сергей Шойгу утверждал, что Венский документ по-прежнему действует лишь формально, а ОБСЕ является «генератором антироссийских нарративов».
Постпред России при ООН Василий Небензя в феврале 2023 года утверждал, что ОБСЕ «в упор не видела прогрессирующую на Украине русофобию и убийства жителей Донбасса со стороны украинских формирований». Ранее бывший представитель Народной милиции ДНР Эдуард Басурин сообщил, что данные, снятые камерами ОБСЕ, передавались украинской армии. В частности, ВСУ получали координаты военных целей в ЛНР и ДНР, чтобы впоследствии использовать полученную информацию для широкомасштабного наступления на Донбасс, которое сорвала российская армия, развернув спецоперацию против Украины.

Реакция Запада на действия России
Константин Гаврилов отмечал: «16 февраля во Франции стартовали крупнейшие за последние десятилетия многонациональные учения «Орион-23». Об их начале мы узнали из прессы, а не по официальным каналам Венского документа».
Представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил, что Вашингтон продолжает в полной мере соблюдать правила Венского документа и намерен предоставлять сведения всем членам ОБСЕ, в том числе и России. Латвия в январе 2022 года отмечала, что ее инспекторов не пустили на военные базы в Смоленской и Брянской областях из-за ограничений в связи с пандемией COVID-19. В феврале 2022 года Украина требовала от России дать ей доступ в рамках Венского договора к данным о расположении войск у границ, но Москва ответила отказом, сообщив, что не ведет никакой противоправной деятельности.
В целом, позиция России по Венскому документу ОБСЕ четкая и понятная, ее ярко обозначил военный эксперт Михаил Тимошенко: «Вообще, конечно, наглости западных стран можно только позавидовать. То есть они могут делать все что угодно, а мы, в свою очередь, ради их спокойствия должны обо всём перед ними отчитываться. Но в этот раз, как говорится, получите, распишитесь».

