Ни самолета, ни людей
8 марта 2014 года авиалайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, совершая плановый полет из Куалу-Лумпур в Пекин, пропал с радаров над Южно-Китайским морем. 12 членов экипажа и 227 пассажиров, в том числе россиянин, отдыхавший незадолго до этого на Бали, таинственным образом исчезли.
Долгое время все они считались пропавшими без вести, но, учитывая, что бесконечные поиски ни к чему не привели, в итоге их признали погибшими в результате несчастного случая. Позже выяснилось, что последний раз экипаж выходил на связь за семь часов до предполагаемого исчезновения. Все дальнейшее время он не отвечал на вызовы диспетчеров, звонки по спутниковому телефону и текстовые сообщения, посылаемые экипажу, так и остались без ответов.
Возможные коридоры полёта MH370
Поисково-спасательная операция началась после шести часов безуспешных попыток связаться с авиалайнером. Причем, специалисты прямиком направились в Южно-Китайское море, туда, где в последний раз экипаж выходил на связь. Никаких обломков обнаружить не удалось. Спасатели «прочесали» водную гладь от Малаккского пролива до Индийского океана у западных берегов Австралии. Безрезультатно: ни тел погибших, ни самого воздушного судна найдено не было.
Спустя пять месяцев Малайзия и Австралия предприняли совместную попытку докопаться до истины. Эта операция проводилась два с половиной года, в ней были задействованы самые современные глубоководные аппараты. Лишь в 2016 году в 4000 км от места предполагаемого падения самолета (в районе Мозамбика и ЮАР) были обнаружены небольшие обломки.
«Ничего более существенного, включая устройства для записи данных, которые могли бы содержать важную информацию, так и не было обнаружено», - писала тогда газета Daily Mail.
Маловероятная версия
Перезагрузку в поисках пропавшего десятилетие назад авиалайнера решил запустить американский научный журналист и частный пилот Джефф Уайз. «Finding MH370» - именно так называется новый проект, попытается установить, действительно ли самолет оказался в южной части Индийского океана, разместив точную копию обломков на вероятном месте крушения и удаленно отслеживая на нем рост морской среды.
Военнослужащие ВМС США в ходе поисково-спасательной операции рейса MH370 в Андаманском море
Исследователь сравнил этот случай с другой авиационной загадкой: рейсом 447 авиакомпании Air France, который исчез 1 июня 2009 года. Бортовые самописцы судна были извлечены из Атлантического океана только в мае 2011 года, а в окончательном отчете за 2012-й был сделан вывод, что причиной аварии стали механические неисправности и неправильная реакция экипажа.
«В случае с рейсом MH370 исчезновение выглядит как осознанные действия пилота. Косвенное подтверждение тому - устройства слежения за самолетом были выключены в кабине пилотов, - рассказал в интервью изданию Уайз. - Это заставило власти Малайзии предположить, что кто-то намеренно отключил их, чтобы сбить воздушное судно с курса».
Если в командире экипажа сомневаться причин не было - Захари Ахмад Шах являлся опытнейшим пилотом, отработавшим к тому времени в авиакомпании свыше 20 лет, то вот фигура первого пилота вызывает немало вопросов. Фарику Хамиду было 27 лет, данный рейс был для него последним тренировочным полетом перед сдачей квалификационных экзаменов на получение сертификата пилота.
Фарик Хамид / Захари Ахмад Шах
При этом Daily Mail писала, что в домах обоих пилотов прошли обыски, полиция исследовала образ их жизни, компьютеры и медицинские карты в попытке найти доказательства каких-либо психических расстройств.
В книге «Спокойной ночи, малайзиец 370», которую написал новозеландский исследователь авиакатастроф Эван Уилсон в соавторстве с журналистом Джеффом Тейлором, был сделан вывод, что причина гибели экипажа и пассажиров – убийство или самоубийство. Впрочем, особых доказательств представлено не было, поэтому в эту версию мало кто поверил.
Появилась небольшая надежда
Учитывая, что обнаруженные фрагменты воздушного судна были покрыты гусиноногими ракушками, Джефф Уайз считает: это свидетельство не только того, что обломки не дрейфовали, по крайней мере, месяцев 16, но и о том, что на куске флаперона, который находился над водой, наблюдался рост моллюсков. И это удивительно, поскольку они, как правило, размножаются под водой.
Найденный обломок самолета был покрыт моллюсками
Это привело к возникновению вопросов относительно того, соответствуют ли условия в океане тому, чтобы ракушки выросли не так, как ожидалось, или же этот кусочек мог быть посажен там позже. Таким образом, новый проект Wise надеется определить, действительно ли самолет упал в южную часть Индийского океана. Он основан на информации этого самого флаперона,
Джефф Уайз с оптимизмом смотрит на то, что этот проект предлагает наиболее полный вариант для дальнейшего понимания того, где мог находиться MH370. Его планируется запустить к 11-й годовщине трагедии, т. е. к марту 2025 года.
Ну а пока крушение авиалайнера Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines так и будет считаться одним из самых загадочных исчезновений в истории мирового воздухоплавания.