Катастрофа произошла в ночь на 8 марта 2014 года. Все началось с того, что Malaysia Airlines (MA) пытались срочно связаться с экипажем Boeing 777-200ER, отправляя срочные сообщения о том, что их не видно на радаре хошеминских служб.
«Срочный запрос. Пожалуйста, свяжитесь с УВД Хошимина как можно скорее», — снова и снова MA наговаривали одно и тоже сообщение, подчеркивая, что их не видно на радаре.
Но ответа не последовало, так как остальные средства связи с самолетом уже были безвозвратно отключены.
Родные и близкие пассажиров рейса MH370 АК Malaysia Airlines на брифинге в Пекине. Фото: AP Photo / Ng Han Guan
Последние слова
Сначала все проходило в штатном режиме, ничего не предвещало беды. Известно, что после 38 минут полета «Боинг» пересек воздушное пространство Малайзии. В 01:19 диспетчер связался с капитаном лайнера и дал указание взаимодействовать с аэропортом Хошимина, после чего пожелал доброй ночи.
«Спокойной ночи, MH370», - ответил взаимностью пилот, не подозревая, что ночь окажется далеко не самой спокойной.
Это были последние слова, произнесенные с борта. Через три минуты после обмена сообщениями, когда самолет находился где-то над Южно-Китайским морем, транспондер был отключен.
Прошло некоторое время, прежде чем «дошло», что лайнер пропал. Правоохранительные органы Хошимина предприняли попытку связаться с пропавшим самолетом только спустя 20 минут после того, как сигнал исчез. Далее последовали длительные диалоги между диспетчерами Вьетнама и Малайзии, в ход пошла система текстовых сообщений ACARS. Однако в итоге пока спасательные службы узнали об исчезновении, было упущено много времени.
Фото пилота Boeing 777-200 Захарии Ахмада Шаха в телефонае. Фото: AP Photo / Joshua Paul
Хуже, чем в стоге сена
Наступило полнейшее забвение: никто не понимал, где искать пропавший самолет, который просто исчез в неизвестном направлении, перестав подавать сигналы наземным радарам. Ситуацию усугубляло и отсутствие прямых свидетельств того, что произошло, только косвенные.
Еще одна странная деталь связана с передатчиком, установленным в двигателях самолета: он периодически отправлял сигналы на спутник Inmarsat, который на тот момент «висел» над Индийским океаном. Так вот, последние данные были зафиксированы в 08:19 часов. Их анализ показал примерный маршрут полета MH370. Эти результаты оказались еще более удивительными: получились две огромные дуги, которые теоретически могли стать местом падения «Боинга».
Карта полета и вероятное место падения малазийского Боинга MH370. Фото: Jansen et al., Nat. Hazards Earth Syst. Sci (2016)
Так, траектория высокой дуги проходила по суше от Лаоса до Казахстана, и вроде как надежда появилась. Однако никто из стран не подтвердил присутствие самолета в своем воздушном пространстве. Вторая дуга проходила по территории юго-восточной части Индийского океана. Благодаря еще нескольким дополнительным параметрам определили наиболее возможную зону катастрофы: это радиус, расположенный в двух тысячах километрах западнее австралийского Перта.
В поисковую операцию включились представители восьми стран, 19 кораблей и 21 военный самолет. Было сожжены десятки миллионов литров топлива. Это была огромнейшая территория поиска и миллионы квадратных километров, плохо изученная и, по сути, неизвестная. Поэтому шансы обнаружить что-нибудь – минимальны.
Бесследно рухнул
Маломальская надежда появилась после того, как китайский корабль 5 апреля зафиксировал сигнал, аналогичный тому, который издает подводный локационный буй. Именно такими буями оснащаются современные самолеты на случай катастрофы. Однако 8 апреля все сигналы пропали – все дело в ограниченном времени работы таких устройств: батарейки функционируют всего месяц. Так что и в этом случае время было безвозвратно упущено.
В период с августа 2014-го по январь 2017-го была предпринята еще одна попытка поиска с использованием глубоководных аппаратов. Зона была увеличена в два раза. Но, увы, результатов никаких.
Обломки лайнера, обнаруженные в Сен-Андре, Реюньон. Стоп-кадр из видео. Фото: AP Photo / Reunion 1ere
В общей сложности, учитывая все задействованные силы и финансы, поиск этого «Боинга» стал самой масштабной и дорогой поисковой операцией за всю историю человечества. Несмотря на то, что результатов она не принесла, был и полезный момент: так, удалось заполучить важнейшие данные о характере океанического дна. Также было обнаружено несколько древних кораблекрушений. Но место крушения MH370 так и осталось вечной загадкой. Все работы по поиску было решено свернуть в мае 2018 года.
На тот момент были найдены мелкие обломки лайнера, которые выбросило на берега западной части Индийского океана, куда их прибило течением. Так, на острове Реюньон обнаружили элерон-закрылок, маркировка которого стала доказательством того, что это деталь принадлежит именно пропавшему «Боингу». В итоге исследования повреждения дали следующую информацию: MH370 даже не пытался приводниться, он просто упал в воду.
Версии
В любом случае о причинах катастрофы до сих пор ничего не известно. При этом существует несколько версий случившегося. Вплоть до того, что таким страшным образом с собой хотел покончить один из пилотов. Однако в домах Шаха и Хамида были проведены обыски, по итогам которых ничего подозрительного не было найдено.
Еще по одной из версии, произошло возможное вмешательство сторонних лиц, которые могли захватить управление самолетом. Как стало известно, двое пассажиров попали в лайнер по поддельным паспортам. Оба – иранца, однако один из них представил себя гражданином Италии, а другой – Австрии. В итоге был сделан вывод, что так они просто планировали мигрировать Европу.
Еще была некая загадочная женщина, о которой заговорили в 2020 году. Якобы она звонила капитану за пару дней до того, как исчез самолет. Как сообщается, она купила SIM-карту, используя вымышленное имя. Как тогда писали журналисты, таким методом пользуются преступники или вообще террористы. На этом версия о таинственной незнакомке закончилась: каких-либо связей экстремистов и членов экипажа не обнаружили.
В любом случае следствие и специалисты сходятся в одном: окончательную версию крушения и возможных причастных к ней злоумышленников можно будет сформулировать только после того, как будет найден самолет. Так что все, кто ждет ответа на загадку века, находятся в ожидании. Тем более, что надежду дал и министр транспорта Малайзии Энтони Лоук:
«… Правительство твердо намерено найти MH370», - подчеркнул чиновник.